Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации был образован в далёком 1971 году. Тогда ещё называясь МИИГА, вместе с МАИ был выбран мною сознательно приоритетным к поступлению после окончания школы. И хотя всё сложилось несколько иначе, но до сих пор интерес с моей стороны к этому вузу не ослаб, а теперь, с подрастанием смены, вновь возрастает. Именно поэтому приглашение в гости от Университета в канун празднования Дня гражданской авиации было как никогда кстати ...
( временами кликабельно ;)
1.
МГТУ ГА располагается в нескольких зданиях на севере столицы. Главный корпус находится недалеко от метро Водный Стадион, на Кронштадтском бульваре. Именно отсюда мы и начали своё знакомство с Университетом ...
2.
Кажущаяся пустынность холла в субботнее утро оказалась обманчивой. Как мы позже убедились, студенты, в отличии от нас, были в аудиториях на занятиях ...
Первой, кто начал знакомить нас с университетом - Галина Евгеньевна Винокурова,главный хранитель музея и наш первый гид ...
Музей достаточно молодой, и, хотя в полную силу он начал работать лишь с 2007 года, на сегодня уже может похвастаться большим количеством достаточно редких экспонатов, имеющих отношение к гражданской авиации, которые приносили и отдавали в дар сотрудники, студенты и ветераны отрасли ... Нас, как моделистов, в первую очередь, конечно, увлекли модели самолётов отечественной гражданской авиации.
Невозможно пройти мимо такого изобилия, к тому же выполненного в крупных масштабах, непозволительных для наших квартирных коллекций)
Достаточно плотный и энергичный график посещения, к сожалению, не позволил нам в полном объёме ознакомиться со всеми представленными здесь экспонатами.
Однако, 16-го февраля двери этого музея вновь откроются для всех желающих в рамках "Дня открытых дверей" ...
Ректор МГТУ ГА, доктор технических и юридических наук, профессор Борис Петрович Елисеев- энергичный, волевой и вместе с тем удивительно обаятельный человек, с первых слов поглотил всё наше внимание. Он буквально в нескольких словах выделил основные цели и задачи университета, направления развития и перспективы на будущее.
Фото на память в стенах музея. Ну а так как фотокамеры были у всех, то неудивительно, что на общие кадры попадали далеко не все ... ))
На факультете авиационных систем и комплексов мы побывали на кафедре управления воздушного движения. На кафедре ведётся подготовка специалистов по направлению “Аэронавигация” по дневной форме обучения (специальность “Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства ”, специализация - управление воздушным движением (УВД)). Срок подготовки по этой специальности- 5 лет, по окончании выпускники получают квалификацию "инженер".
В большом и просторном классе собран тренажёр, позволяющий создать все условия для тренировки и отработки навыков диспетчеров. На экранах мониторов вид с вышки в Шереметьево.
О некоторых особенностях тренажёра и нам рассказал Виктор Иванович Цепилов - удивительный человек, в прошлом КВС на Ан-2 и Ан-26, отлетавший 20 лет на северных авиалиниях Красноярского края. Очень надеюсь, что смогу рассказать о нем отдельно немного позже.
Виктор Иванович рассказывает об особенностях воздушного движения судов в Московской зоне. После небольшого теоретического ликбеза мы получаем возможность посмотреть работу диспетчера "вживую".
В роли диспетчера выступал студент-дипломник.
А в роли пилота заходящего на посадку самолёта - преподаватель кафедры, действующий диспетчер-инструктор московского центра УВД - Александр Евгеньевич Коновалов. Вопросов было много, что вполне ожидаемо. За столь короткое время знакомства успеваешь лишь поверхностно прикоснуться к одной из важнейших составляющих организации полётов.
Виртуальная реальность - сегодня она везде. Не исключением стала и очередная кафедра университета, на которой мы смогли побывать. Андрей Леонидович Горбунов, советник ректора по инновациям, рассказал нам и показал в действии несколько перспективных разработок, облегчающих работу как пилотам гражданских судов так и техникам, выполняющим их обслуживание в загруженных условиях современных аэропортов. В классе пилотажно-навигационных комплексов мы смогли самостоятельно ознакомится с этими разработками.
Например, с помощью вот этих трёхмерных очков создаётся возможность поставить в пространство аэропорта виртуальную полноразмерную модель авиалайнера и осуществлять реальные перемещения относительно неё в пространстве. Это позволяет непосредственно на перроне оценить габариты судна, не прибегая к дорогостоящим услугам буксировки.
Развитие современной гражданской авиации в России на сегодняшний день имеет заметную тенденцию к смещению в сторону эксплуатации зарубежных воздушных судов. Таковы суровые законы экономики. В соответствии с этим возникает потребность в подготовке специалистов, способных обслуживать эту технику, составляющую практически основной парк авиакомпаний страны. Начальник учебного-тренажерного центра, заведующий кафедрой, профессор Олег Фёдорович Машошин и инструкторы тренажеров показали и рассказали о тренажерах типа MFTD A320 и A330. На них студенты и преподаватели проходят обучение по программе подготовки сертифицированных инструкторов (Type Training B1 & B2, Level 3) сертифицированными инструкторами учебного центра Lufthansa Technical Training, одного из мировых лидеров в области обучения авиационных специалистов.
В этом классе с использованием проекционных систем и специального программного оборудования можно виртуально ознакомиться и изучить всё оборудование Airbus 320-го семейства.
Прогуляться по салону, открыть все двери, люки и лючки, изучить все особенности салонного оборудования и не только, смоделировать различные ситуации и провести тестовое обслуживание. Институтом ведутся переговоры о приобретении и внедрении аналогичного тренажёрного оборудования для самолётов В737 ...
Но нас, как виртуальных пилотов, больше заинтересовали французские тренажёры ECA Faros, имитирующие кабины A320 и 330, тем более, что после посещения полноразмерного подвижного тренажёрного комплекса в TFT нам было с чем сравнивать.
Олег Фёдорович, как настоящий джентльмен, предложил нашим спутницам первыми попробовать осуществить запуск двигателей Airbus. Мы не стали их отвлекать и отправились в соседний класс, где находился второй тренажёр.
Быстро разобравшись с достаточно информативными сенсорными дисплеями, полностью имитирующими кабину пилотов, мы приступили к процедурам запуска и, конечно, не без помощи преподавателей ;)
После запуска хватило времени даже на небольшой импровизированный полёт по приборам, с целью разобраться в обратной связи и чувствительности сайдстиков.
Процесс поглотил полностью, и на обед нас пришлось просто вытаскивать из-за мониторов))
Ни один современный аэропорт, да и не только он, а и любая авиакомпания, сегодня не смогут осуществлять свою нормальную работу без службы авиационно безопасности.
Сначала, как и положено, небольшая теоретическая часть по общим целям и задачам данного направления обучения и переподготовки будущих специалистов САБа ...
Кроме большой и интересной коллекции предметов, изъятых при прохождении предполётного досмотра, мы смогли лично попробовать свои навыки в обнаружении взрывчатых веществ и запрещённых к перевозке предметов. Скажу честно, я не только не уложился в отведённые для тестового задания 11 секунд, но и вообще не смог определить необходимые предметы. И это лишнее подтверждение того, что с этого факультета выпускаются действительно настоящие специалисты высокого класса.
Второй основной и важной частью поездки стало посещение стоянки учебного авиационно-технического центра (УАТЦ) в аэропорту Шереметьево ...
После необходимого курса по технике безопасности попадаем на площадку, где расположены три Ила (два Ил-86 и Ил-76T) и Ту-154М, которые используются для отработки различных задач по эксплуатации и наземного обслуживания.
Борис Петрович, в прошлом сам работник Аэрофлота, уже являясь ректором университета смог договориться о передаче авиакомпанией двух бортов в пользование УАТЦ. Все три борта, которые мы смогли посетить, находятся в очень хорошем состоянии со всеми исправными системами и укомплектованными салонами.
Ну а первое, что мы смогли увидеть и даже услышать - запуск всех 4-х двигателей на Ил-86 (RA-86103), который находится в учебном центре с 1998 года.
Ничего рассказывать о запуске не буду, потому что удалось заснять на видео весь процесс из кабины лайнера. Очень трудно было монтировать отснятое и уложить ролик хотя бы в 9 минут, ведь интересно, ценно и теперь уже уникально для меня было буквально всё!
Click to view
Ну а об этой машине можно рассказывать часами ... Вернее даже не рассказывать, а просто смотреть и наслаждаться линиями и формами ... Уж слишком много всего было с ней связанно. Именно поэтому в 154-ке мы и провели больше всего времени ...
Поднимаемся по лестнице и, открывая дверь, попадаем на борт Ту-154М (RA-85663) ...
Я не мог не сделать этот кадр ... Те, кто не раз поднимался по трапу на борт 54-ки меня поймут ...
Салон в синих тонах смотрится очень приятно ...
Святая святых ...
После недавно прочитанных дневников Василия Васильевича впечатления особенно яркие. На память приходят строки о "родном экипаже", о многих часах полёта в не самой просторной кабине, о "Бабаевской посадке" , о "стрелках в кучу" и, оказавшись за штурвалом, практически сразу погружаешься в ту атмосферу полёта, даже не замечая молчания двигателей ...
Зажигаем контроль всех ламп - красиво ...
Не удержался - минутка видео поможет погрузиться в атмосферу предполётной подготовки - смотрим!
Click to view
Теперь можно и в хвостовую часть салона для того, чтобы сделать один очень желанный кадр ...
Любимый с детства вид на крыло и двигатель. Сколько приятных воспоминаний связанно с ним ...
Общий вид кабины 154-ки ...
Красота!
С силой заставляем себя покинуть борт для того, чтобы успеть посетить 76-й ...
Ил-76Т (RA-76460) 1981 года выпуска. Передан в учебный центр в 1995 году после выработки лётного ресурса ...
В этом году это уже 4-й Ил, с которым удалось познакомится поближе - видимо точно год ОКБ Ильюшина ;))
В сравнении с Туполевым с местом в кабине у ильюшинцев всегда всё было хорошо - простор!)
Ну по душе мне красная подсветка - вот и пользуюсь случаем ;)
За штурвалом командира ...
Время пролетает незаметно, приходит пора покидать стоянку ...
На прощание делаем общий кадр и идём в здание центра общаться с Борисом Петровичем уже в неформальной обстановке чаепития.
Спасибо огромное МГТУ ГА и лично Борису Петровичу за прекрасный день и море позитива и впечатлений!
А провожал нас настоящий аэродромный кот с совершенно правильным взглядом в след взлетающему лайнеру ...