Самолет на Арагаце - разгадка ...

Dec 05, 2013 17:02

Рассуждая над старыми фото со склона Арагаца в Армении, мы почти докопались до истины, но вот вчера пришло письмо от Юрия Дорошенко - и всё встало на свои места ;)
Спасибо Юр большое, и от дяди в том числе! ;)

Под катом перепост его расследования, читаем ;)





Оригинал взят у doroshenko_us в Самолет в горах Армении

В ЖЖ пользователя Армена Гаспаряна tankazan были опубликованы фотографии из семейного архива на склоне горы Арагац, на одной из которой его родственник (дядя) позирует на фоне обломков самолета Як-40 с характерной заграничной надписью “Air Line”.



На второй фотографии фигурировал опять же его дядя в компании друзей на ГАЗ-21 в прорубленной во льду дороге в 900 метрах от вершины горы, на высоте около 3200 метров от уровня моря.



Армен со слов дяди датировал фотографии 1967-1969 годами. Кроме того он привел еще городскую легенду, что самолет был сбит ракетой ПВО. Данные фотографии вызвали интерес читателей и бурное обсуждения, в которых даже вспомнили сбитые самолеты С-130, CL-44 и все катастрофы с участием самолета Як-40 на территории Армении.

Историю с ракетой я сразу отбросил, т.к. к ПВО имею непосредственное отношение. Скажу, что после встречи с ракетой от самолета не остается такого крупного фрагмента фюзеляжа и тем более следов характерного спила хвостового оперения и демонтажа двигателей. Не только у меня одного возникли мысли об участии самолета в съемках фильма, по сюжету которого самолет зарубежной мифической авиакомпании терпел бедствие

Меня сильно ввела в заблуждение дата снимка, ведь первые самолеты Як-40 начали поступать на линии Аэрофлота лишь в апреле 1968 года. Конечно могли отдать на съемки один из первых прототипов. Но привести в горы Армении из ЛИИ в Жуковском или ЛИК в Саратове буквально совершенно новый типа самолета и сделать из него киносъемочную бутофорию, в то время когда для этих нужд могли найти списанный Ли-2, а сам опытный Як-40, куда рациональнее было бы использовать для учебных целей, для подготовки инженерного состава МГА. Собственно, с новыми типами самолетов так всегда и происходило. Я решил досконально разобраться в этой истории. Разгадка нашлась буквально сразу. О чем будет рассказано ниже:

Обратив внимание на одежду людей фигурирующих на фотографиях, был сделан вывод, что автор поста ошибся с датами примерно на десяток лет. Проанализировав фильмы тех лет я нашел искомый ответ.

В 1978 году по заказу Гостелерадио СССР на студии Арменфильм снимается художественный фильм “Снег в трауре”, режиссера Юрия Ерзинкяна по сюжету одноименной книги Труайи Анри. Одну из главных ролей в фильме сыграл известный актер Армен Джигарханян.

По сюжету фильма в Альпийских горах терпит крушение пассажирский самолет, из ближайшей деревни к самолету отправляются два брата Исай и Марселин, которые собирают ценные вещи погибших. Среди обломков самолета братья обнаруживают тяжелораненую девушку-индуску, которая ставит их перед сложным выбором. В результате брат встает на брата. Добро побеждает.







В качестве декорации обломков зарубежного самолета, послужил самолет Як-40 Армянского УГА, который 21 декабря 1973 года в аэропорту Эребуни в Ереване совершил грубую посадку. В результате самолет получил значительные повреждения. При заходе на посадку экипаж потерял визуальную ориентировку при попадании в полосу приземного тумана. Данный Як-40 (з/н 9131019) был произведен Саратовским авиазаводом в августе 1971 года, являлся 10 самолетом 19 серии. Самолет 20 сентября 1971 года поступил в эксплуатацию во 2-ой Ереванский ОАО в 113 ЛО. 19 октября 1971 года самолет был зарегистрирован в Гос. реестре ВС СССР и ему был присвоен опознавательный знак СССР-87629. 9 апреля 1974 года Як-40 был списан, как потерпевший летное происшествие. С декабря 1973 года самолет был на хранении в калашном ряду в аэропорту Эребуни, пока о нем не вспомнили киношники.

Самолет доставили на съемочную площадку на склоне горы Арагац, ближе к вершине, не забыв прорубить дорогу во льдах, которая была запечатлена на фотографии дяди Армена Гаспаряна. Доставив Як-40 на место, декораторы придали ему вид потерпевшего катастрофу самолета, не забыв про опознавательные знаки, которые были закрашены, и логотип несуществующей авакомпании “Air Line”, который был нанесен поверх закрашенной надписи.

После съемок самолет был оставлен за ненадобностью на склоне горы, где и был обнаружен дядей Армена Гаспаряна. К сожалению до наших дней данные декорации фильма не сохранились, ввиду того, что полностью состояли из сплава цветных металлов. На этом таинственную историю, начатую Арменом Гаспаряном, стоит закончить, не забыв поблагодарить его за публикацию столь замечательных фотографий из его семейного архива.

(с) Юрий Дорошенко
(с) фото из архива Армена Гаспаряна

Источники
1. tankasan.livejournal.com Самолет на Арагаце
2. Фильм "Снег в трауре", Арменфильм, 1978 год
3. Архив Олега Черникова

перепост, Арагац, личное, Армения, фото, Як-40

Previous post Next post
Up