Сегодня, 31 марта, в день рождения выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, особенно приятно видеть в небе один из лучших его самолётов, легендарный Ил-2...
- Всякая машина тем выше котируется, чем больше соответствует потребностям жизни. Увидеть, понять и откликнуться на веление времени ― высшее искусство конструктора. Мне пришлось задолго до начала боев понять и представить себе, как и чем авиация может и должна непосредственно помогать бойцам, сражающимся с врагом. Особенно содействовать их борьбе против танков, которые становились всё более грозной силой. Было ясно, что при их появлении на поле боя пойдут в дело пушки, противотанковые ружья, гранаты. А ведь выгоднее уничтожать танки на подходе к фронту, на исходных позициях, когда они ещё не нанесли урона нашим войскам. Вот тут-то, решил тогда я, и должна авиация сказать своё веское слово.
/ С.В. Ильюшин /
Реставраторы фонда "Крылатая память Победы" дали вторую жизнь легендарному штурмовику Ил-2 времен Великой Отечественной войны, восстановив его до летного состояния...
Рассказывает президент фонда "Крылатая память Победы" Борис Осятинский:
- История у этого самолета потрясающая. Как-то ко мне пришел человек, положил на стол летную книжку и сообщил, что его отец летал на Ил-2. Валентин Михайлович Скопинцев. Он умер в 1993 году, но рассказал сыну, что потерял самолет, сев на лед в Мурманской области. Мол, в кабине остались планшетка с документами и пистолет, найди. И вот Олег Валентинович, сын летчика, генерал-полковник ФСБ, решил с помощью поисковиков выполнить волю отца.
Стали искать. Два года ушло. Сначала прочесывали не то озеро, потом перешли на соседнее и в нем обнаружили сразу два самолета. Ил-2 Скопинцева, совершивший вынужденную посадку в ноябре 1943-го, и Як-1, который сел на воду летом того же года.
Вот этот Ил-2 мы и подняли летом 2012-го. Разобрали, упаковали и отправили в Новосибирск, где специалисты из компании "Авиареставрация" и СиБНИА (Сибирский научный институт авиации имени Чаплыгина) пять лет его восстанавливали.
А год назад, в Новосибирске, в ангаре СибНИА, легенда выглядела вот так...
Был установлен американский двигатель. Реставраторы, конечно, с удовольствием предпочли бы использовать родной АМ-38, но с «утопленным» движком летную годность не получить. А «не утопленных» на сегодня не сохранилось. Поэтому и было принято решение на монтаж «Эллисона», который абсолютно идентичен АМ-38 и по характеристикам, и по габаритам, и по креплениям...
С большой тщательностью были изучены сохранившиеся в ОКБ Ильюшина материалы, все существующие чертежи и изготовлены новые стапели. Ил-2 собирался фактически заново. Сохранившиеся детали демонтировались, по ним изготавливались шаблоны, стапели и потом уже новые элементы устанавливались на самолёт...
Выполнялся монтаж новых приборов в кабину, обшивка элеронов, оперения стабилизатора, киля с соблюдением технологий того времени. Восстановление самолёта обошлось в 69 млн рублей при поддержке ПАО ОАК и Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина...
Пилотировал Ил-2 в первом полете в Новосибирске директор СибНИА летчик-испытатель Владимир Барсук.
В июле самолет демонстрировался на авиасалоне МАКС-2017 в подмосковном Жуковском и на авиационном празднике в подмосковной Кубинке...
Пару недель назад, в ЛИИ им. Громова, начались очередные летные испытания Ил-2.
В этот раз уже на дальность полетов...
В случае успеха штурмовик сможет принять участие в авиасалоне ILA-2018 в Берлине и в авиашоу "Летающие легенды" в Даксфорде (Великобритания)...
После завершения испытаний и отработки техники пилотирования фонд планирует готовить и других летчиков. Владимир Барсук в силу своих обязанностей директора СибНИА не всегда может участвовать во всех запланированных мероприятиях...
Сегодня ПАО "Ил" отмечает 124 года со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина. Самолёты с надписью "Ил" до сих пор бороздят просторы небесного океана...
Когда разговариваешь с людьми, долгий срок проработавшими рука об руку с Сергеем Владимировичем, они выделяют главную черту в его характере - скромность...
О себе Ильюшин рассказывал всегда неохотно и очень лаконично.
«Лучше всего о конструкторе в небе поют его самолеты», - любил повторять он.
И возразить этому трудно...
p.s. видео с мартовских полётов можно посмотреть на канале ПАО "Ил".
(Камеры и монтаж - Артур Саркисян)
Click to view