Ровно 80 лет назад, 21 мая 1937 года, самолёт известного полярного летчика Михаила Водопьянова совершил посадку на льдину в районе Северного полюса. Именно этот день стал днём основания дрейфующей станции "Северный полюс-1". Последним на "СП-1" прибыл "пятый папанинец" - полярная лайка по кличке "Весёлый".
«СП-1» проработала на дрейфующей льдине 274 дня и за это время была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море (т.е. проделала путь в 2050 км). Но льдина, на которой находилась станция, под влиянием сильных сжатий неоднократно разламывалась, и экспедицию решено было завершить. 19 февраля 1938 года полярников взяли на борт ледоколы «Таймыр» и «Мурман».
Начиная с 2013 года, 21 мая Указом Президента РФ считается профессиональным праздником и отмечается как День полярника.
(все до 1920)
Сегодня трудно себе представить успешное освоение и развитие наших северных территорий без авиации. Еще в 1947 году начальник полярной авиации Герой Советского Союза И.П. Мазурук, выбрав на архипелаге Земля Франца-Иосифа место для ледового аэродрома, предложил назвать его в честь первопроходца полярного неба - Яна Нагурского. У аэродрома впоследствии вырос поселок Нагурское, а потом была построена пограничная застава «Нагурское». Здесь находится самый северный пограничный столб России, установленный на высоком берегу бухты...
Аэродром вошёл в число 13 аэродромов, которые будут восстановлены для использования в связи с созданием 1 декабря 2014 года Объединённого стратегического командования «Север»...
Особенности полётов в этих суровых краях отметил и
Евгений Кравченко в своей книге "С Антарктидой - только на Вы": ...Когда пришлось впервые побывать на Нагурской, даже меня, повидавшего уже на своем недолгом веку всю Арктику, полетавшего в Антарктиде, поразила зловещая красота этого края. Никогда больше ни один аэропорт не оставил в душе чувства, которое я испытывал, прилетая в Нагурскую. К середине 60-х годов там уже стоял бревенчатый дом, к нему лепились несколько сарайчиков со стороны моря. Взлетно-посадочная полоса начиналась на берегу и шла по узкой каменной гряде, очень напоминающей ствол дерева, за что и получила у летчиков прозвище «бревно»...
Но и «бревно» это было не простое, а с изгибом - прямо посередине. Летом, когда почва чуть оттаивала, по обеим сторонам ВПП самолет подстерегал песок-зыбун, в который, если попадаешь, не выберешься. Зимой снег по обе стороны «бревна» укатывали, но полностью выровнять склоны не удавалось. Так что при посадке и на взлете переднее колесо шасси приходилось вести по этой кривой кромке «бревна» с ювелирной точностью, не то летом в зыбун съедешь, а зимой под уклон снесет. Как памятники таким ошибкам там уже лежали битые самолеты.
Коварство Нагурской крылось и в том, что взлетать и садиться на ней можно было только со стороны моря. Другой конец коротенькой ВПП почти упирался в высокие ледники, с пиков и вершин которых, не стихая, срывался сильный резкий ветер. В общем, в хорошую погоду, очень осторожно, при абсолютно безупречной работе экипажа летать в Нагурскую было можно. Но если погода чуть начинала хмуриться...
Сегодня, пока идёт строительство современного аэродрома, работа авиации осуществляется со снежно-ледовой ВПП, толщины покрытия которой вполне достаточно для того, чтобы красавцы Ил-76 смогли доставлять сюда грузы в течение почти 10 месяцев в году. После окончания модернизации аэродром "Нагурское" будет способен круглогодично принимать большинство типов военно-транспортных самолётов...
Аэродром часто используется и при переброске техники и грузов для работы на комплексных высокоширотных экспедициях на дрейфующих сезонных станциях Барнео, ежегодно организуемых Экспедиционным центром Русского Географического Общества...
Говорил уже не раз, и повторю снова - Арктика затягивает, поглащает полностью! Удивительная, ледяная красота... Незабываемые ощущения и эмоции. И хотя в этом году прикоснуться к Арктике удалось лишь на самую малость, но от всей души хочу поздравить всех своих знакомых полярников с их профессиональным праздником и пожелать здоровья и сил! Уверен - мы ещё встретимся в высоких широтах! ;)