Просто не смог не поделиться прекрасным постом от доброго друга
buran113.
Многих лет юбиляру, здоровья и чистого неба!
Ну ... за Авиацию!
Оригинал взят у
buran113 в
8.0 полет нормальный. Если со мною случится беда,
Грустную землю не меряй шагами,
Знай, что сердце моё ты отыщешь всегда
Там, за облаками, там, за облаками,
Там, там-тарам, там-тарам.
Учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15, разбежавшись по полосе, круто стал набирать высоту. 100, 200, 300 м. Вдруг, в задней кабине раздался хлопок, обороты турбины резко стали падать. Самолет терял скорость. Что бы не сорваться в штопор, пилот отдал ручку от себя, переведя истребитель на снижение. Внизу была пустыня. Впереди были невысокие горы, за которыми был обрыв к берегу Каспия. Он давал 300 м дополнительной высоты. Но до него было еще 1,5 километра. Истребитель не планер. Высота быстро уменьшалась ...
Пилот уже оглядывал землю, подыскивая место для аварийной посадки. Его рука привычно потянулась к РУД (ручка управления двигателем). РУДа во взлетном положении «максимал» не было! Ручка была в положении минимальных оборотов. Плавно, но быстро, пилот вывел обороты на максимальный режим. Турбина привычно загудела. Самолет стал уверенно набирать высоту. Внизу, очень близко, мелькнула вершина горы. Из задней кабины по переговорному устройству второй пилот бубнил: «Фонарь, фонарь…». Пилот доложил на КП о нештатной ситуации и запросил посадку. МиГ-15 благополучно сел на аэродром базирования 179 Гвардейского истребительного авиаполка Бакинского округа ПВО в г. Красноводск (ныне Туркменбаши).
Самолет пилотировал летчик 1 класса гвардии капитан Юрий Петрович Куликов. После очередного отпуска, его навыки пилотирования проверял инспектор из дивизии. В полку не было двухместного Су-9 и пилота проверяли на старом УТИ МиГ-15. Из-за неаккуратности, не плотно закрытый инспектором фонарь кабины, при взлете сорвало с замка. Откинуло назад на первый упор. Струя воздуха, хлопок и рев двигателя испугали инспектора. Он в панике, схватившись за ручку, убрал РУД на минимум. Несколько секунд отделяли экипаж от гибели. Мастерство капитана позволило избежать катастрофы. Инспектор ушел с лётной работы.
Гвардии капитан Куликов Юрий Петрович, лётчик 1 класса 179 ГИАП 1965 г.
Это один из случаев в 20-летней лётной службе моего отца.
Сын военного летчика, погибшего в 41-г. под Ленинградом, мечтал тоже летать. В трудные послевоенные годы он поступил во 2 Ленинградскую спецшколу ВВС, а по её окончании, в Качинское военное авиационное училище лётчиков.
Отец и дед Куликов Пётр Александрович, старший лейтенант ВВС РККА. 1938 г.
Знаменитая «Кача» научила отца первым шагам в небо. Став лейтенантом он выбрал местом службы Кавказ. Авиация ПВО, заслуженный 2 Гвардейский ИАП. Граница рядом. Неспокойная граница. Полеты, дежурство, вылеты на перехват. Отец любил летать. Летал в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Он быстро стал лётчиком 1 класса.
Орлята учатся летать. Качинское АУЛ 1957 г.
Юный курсант 1956 г.
В начале 60-х годов авиация ПВО получала новые сверхзвуковые перехватчики Су-9. Началось освоение новой техники, самолетов 3-го поколения. Радиолокационные прицелы и ракетное вооружение. Летать на «сушках» ему пришлось уже в Туркмении. Пустыня и жара за 40 гр. Боевое дежурство - сутки в высотном костюме. Бесконечные тревоги. И все те же вылеты на перехват.
Перехватчик Су-9 авиации ПВО СССР 179 ГИАП авиабаза Красноводск Туркменская ССР 1972 г.
Су-9 на стоянке у дежурного звена. Готов к вылету на перехват. Под крыльями ракеты РС-2УС. Под фюзеляжем подвесные топливные баки.
Соседи, Иран, дружили тогда с американцами, и разведывательные шары-зонды периодически «задувало» к нам попутным ветром. Самолеты с той стороны постоянно прощупывали надежность границы и им на встречу поднимались дежурные пары. Техника была новая, сложная. Освоение нового комплекса перехвата шло тяжело. Были потери. Почти каждый год полк терял летчиков. Это были горькие дни. Это была суровая работа.
Батя брал меня, пацана, с собой на аэродром и на дежурство. Первый раз я сел в кабину боевого МиГ-17 в Азербайджане, когда мне было 3 года. Шли полеты и по серой бетонке взлетали и садились серебристые самолеты. А кругом все было красно от цветущих маков.
В Туркмении отец показывал мне ночные полеты. Я любил смотреть, стоя у полосы, как заходящие на посадку самолеты попадали в лучи мощных прожекторов, выставленных вдоль ВПП. Зрелище фантастическое. В кабине Су-9 отец научил меня разбираться в приборах, и я мог лазать по всему истребителю, трогать руками боевые ракеты РС-2УС, наблюдать за прогревом двигателя. В «высотной комнате» на меня надевали высотный костюм и гермошлем. В парашютном классе солдаты научили укладывать парашюты. Это было очень увлекательно. Небо звало к себе. И отец всегда был рядом.
Заступая на боевое дежурство, отец инструктирует два дежурных экипажа у домика дежурного звена. 1973 г.
Батя много летал, повышал свое мастерство. Успешно сбивал учебные цели. Писал в военные журналы профессиональные статьи про перехваты высотных и скоростных целей. Первым в дивизии и в первой пятерке летчиков Бакинского округа ПВО, удостоился новой высшей классной квалификации лётного состава «Лётчик-снайпер». Поздравительная телеграмма Главкома ПВО Маршала Советского Союза Батицкого гвардии майору Куликову хранится в домашнем архиве. 3000 часов в небе. Не на лайнере по маршруту Москва-Магадан, а тренировочные и боевые полеты. На сверхзвуке и на высотах до 20 км.
В 1974 г. отец был списан с летной работы по здоровью и уволился из армии. Мы приехали в Ленинград. Здесь он устроился военным представителем на авиационный завод объединения им. Климова. 30 лет принимал готовые изделия авиационной и ракетной техники. А я, втихаря, записался в аэроклуб. Родители узнали через полгода. Отец поворчал, но довольно хмыкнул. В 78 г. пришло мое время продолжить дело отца. Судьбы связала меня с космонавтикой.
Сейчас, сидя в беседке на деревенской усадьбе, мы часто вспоминает службу. Его в небе, и мою на космодроме. И понимаю, все, что достиг, все, что умею, это благодаря моему отцу. Батя научил меня многому, от работы молотком и рубанком, до отношений с людьми. Он научил меня водить машину и прыгать с парашютом. Стрелять из охотничьего ружья и собирать грибы. А главное, он подарил мне жизнь и небо. И как бы это сейчас не звучало, отец научил меня любить Родину.
Собираемся взлетать. Батя смахивает слезу. Потом сказал, что мошка в глаз попала. Но я то видел его глаза...
Вот такой он сейчас, мой отец. 3 февраля ему 80 лет.
С Днем рождения, отец! Здоровья, здоровья, здоровья. Мы еще полетаем.