Аэропорт "Звартноц" - управление воздушным движением ...

Nov 27, 2014 13:18

Армения, как и весь Южно-Кавказский регион, находится на перекрестке, связывающем Юго-Восточную Азию и Средний Восток с Европой, и Ближний Восток с Америкой. Управление воздушным движением в стране осуществляется силами ЗАО “Армаэронавигация”. Об особенностях работы этой службы, настоящем и будущем навигационного обеспечения полётов в этом, отнюдь не самом простом для полётов, регионе сегодня и поговорим подробнее ...




Компания “Армаэронавигация” осуществляет аэронавигационное обслуживание полетов в воздушном пространстве Республики Армении, т.е. диспетчерское обслуживание воздушного движения, навигационное обеспечение полетов и предоставление аэронавигационной информации. Предприятие было основано в 1997г. путем отделения соответствующих служб от аэропорта «Звартноц». С 2003г. в состав предприятия были включены также соответствующие службы остальных гражданских аэропортов Армении ...



За прошедшие годы деятельность компании была направлена на улучшение безопасности, качества и эффективности услуг предоставляемых пользователям воздушного пространства Армении. На первом этапе деятельности, приблизительно до 2004г., основной целью проводимых работ являлось создание системы аэронавигационного обслуживания, соответствующего международным стандартам ИКАО. В настоящий период, продолжая развивать уже имеющуюся базу, основанную на международных стандартах, предприятие активно внедряет, установленные организацией Евроконтроль и структурами ЕС европейские стандарты. В сентябре 2013 г. в ЗАО “Армаэронавигация” была установлена новая АС УВД “Галактика” производства компании “Азимут” ( РФ), которая принципиально отличается от предыдущих АС УВД, о чем достаточно подробно рассказал начальник авиадиспетчерского центра "Ереван" - Арутюн Бабаян ...



Что касается отличий новой системы от предыдущей, то, во-первых, это использование так называемых Aircraft arrive data (данных, полученных с борта ВС). Во-вторых, это использование Safety Nets (средств контроля безопасности воздушного движения) в соответствии со спецификациями агентства «Евроконтроль». В-третьих, «Галактика» - это trajectory based system, т.е. система, основанная на четырехмерных траекториях воздушных судов. Эти четырехмерные траектории возникают в системе, начиная с получения сообщения из Европейского центра организации потоков воздушного движения. Далее эти траектории обновляются и корректируются как действиями диспетчера, так и информацией от систем наблюдения - от радиолокаторов, от многопозиционных систем наблюдения, от АЗН-В и т.д.

В системе также задействованы MTCD, MONA, гибкий вектор, APM, возможность OLDI со смежными РЦ, CPDLC, данные МРЛ, отдельные зоны QNH для полетов ниже эшелона перехода, автоматическое обновление планов полетов и отправка сообщений в CFMU о вылетевших и совершивших посадку ВС в аэропорту “Звартноц”. Тренажерный комплекс “Галактика” также используется как резервное оборудование ...



“Армаэронавигация” обслуживает воздушное пространство площадью 29 800 км. На территории страны расположен один Центр УВД, который проводит обслуживание воздушного движения по всей территории Республики Армения. Так как Южно-Кавказский регион находится на перекрестке, связывающем Юго-Восточную Азию и Средний Восток с Европой, то наиболее загруженными являются воздушные трассы, соединяющие эти части света, а именно: M11, M54, N82, N161 и N449 ...



В 2012 году через территорию республики было произведено 55 536 полетов, из них взлет/посадок на аэродромы Армении - 21 292 и транзитных рейсов - 34 244, в 2013 году - 52 419, 17 906 и 34 513 соответственно, а за период январь - август 2014 года - 35 172, 14 528 и 20 644 соответственно ...



В аэропорту «Звартноц» строительство новой диспетчерской Вышки было начато в 2006г. и введено в эксплуатацию в 2008г. Здесь установлены два диспетчерских пункта «Вышка» и «Руление», с которых производится аэродромное диспетчерское обслуживание ...



Эти пункты оснащены современными радиотехническими средствами УВД, средствами наблюдения и приема плановой информации, обработки и отображения на Автоматизированном рабочем месте «Мастер» и система связи «Мегафон»...



Радиолокационная информация поступает в АДП от трех независимых источников: многопозиционной системы P3D, и радиолокационных станций «ТРЛК-11» и «Иртыш». Кроме вышеперечисленных, новая Вышка оснащена также автоматизированным рабочим местом авиационной фиксированной наземной связи AFTN, светотехнической системой «IDMAN» с дистанционным управлением и внутрипортовым технологическим средством связи. Связь на вышке обеспечивается цифровыми радиостанциями ОВЧ-диапазона Т6TR фирмы «Park Air Systems»...



С вышки открывается прекрасный обзор на всю территорию аэропорта "Звартноц" и прилегающие к нему территории ...



Это особенно актуально в связи с близостью аэродрома "Эребуни", на котором выпоняются регулярные полёты военной и транспортной авиации ...



За прошедшие годы деятельность компании "Армаэронавигация" была направлена на улучшение безопасности, качества и эффективности услуг, предоставляемых пользователям воздушного пространства Армении. Введены в эксплуатацию мультилатерационная система MLAT P3D (Чехия) и система связи SITTI «Multifono M800IP» (Италия) ...



В рамках проводимой в компании общей политики, касающейся систем наблюдения, предусматривается полностью модернизировать находящуюся в эксплуатации радиолокационную систему ТРЛК-11, которая вследствии этого преобразится в принципиально новую систему, построенную на современной элементой базе ...



Планируется покупка новой системы АТИС и установка выносных автоматизированных рабочих мест диспетчеров на аэродроме Гюмри.
Также постоянно совершенствуется структура воздушного пространства Армении: в 2007 году была введена зональная навигация в верхнем воздушном пространстве, а в декабре 2012-го на аэродроме “Звартноц” - заходы на посадку, маршруты вылета и прилета по GNSS. Аналогичные изменения будут произведены и на аэродроме «Гюмри» в 2015 году ...



Процесс обучения персонала ОрВД «Армаэронавигации» основывается на регулятивных требованиях ESARR5 Евроконтроля и единых Европейских требованиях Европейского Союза. Организован процесс обучения, который включает в себя теоретическую и практическую подготовку как внутри предприятия, так и с помощью партнеров в других учебных центрах (Czech Air Navigation Institute, Прага; MLS International College, Бормут, Великобритания; Institute of Air Navigation Services (IANS) Агентства ЕВРОКОНТРОЛЬ, Люксембург) ...



Служба авиадиспетчеров насчитывает порядка 150 человек. Работают круглосуточно - в две смены по 12 часов. Перед началом - обязательный инструктаж. По завершении - “разбор полетов”. У мониторов за пультами управления и на вышке дежурят одновременно по двое диспетчеров ...



Чтобы не допустить усталости и притупления внимания, регулярно, через определенные промежутки, происходит смена вахты. В перерывах между вахтами обязательный отдых - для этого созданы все условия: душевые, спортивные тренажеры, комнаты для сна и приема пищи. Отдохнул, освежил внимание - и опять на вахту за пультом управления. Через каждые две рабочие смены - трое суток выходных ...



Кроме аэропорта "Звартноц", была построена и новая диспетчерская Вышка в аэропорту «Ширак» г. Гюмри, которая эксплуатируется с 2006г. Отсюда обеспечиваются функции диспетчерского обслуживания Подхода и Вышки. Диспетчерская Вышка аэропорта «Ширак» оснащена автоматизированным рабочим местом УВД «Мастер» и системой связи «Мегафон». Кроме вышеперечисленных, новая Вышка оснащена светотехнической системой «IDMAN» с дистанционным управлением и внутрипортовым технологическим средством связи ...



Ну а теперь немного подробнее о специфике полётов в горной местности, и, конечно, заходов на посадку в аэропорту "Звартноц", о которых  рассказали сотрудники управления воздушного движения ...



В качестве примера подробнее рассмотрим введённый в 2012 году заход на ВПП 27 в режиме RNAV, который дополнил выполняемый до этого визуальный заход курсом 085 над южной окраиной Еревана и аэродромом "Эребуни" ...



Вообще заход с курсом 265 не столь частый, тому способствуют направления преобладающих ветров. При скорости ветра менее 7 м/с, на усмотрение командира ВС, заход возможен с более удобного направления, курсом 085. В данном случае в качестве примера будем говорить о посадке Airbus 320/321, которых на сегодня большинство из прибывающих в Армению типов ВС. При таком заходе единственной особенностью, ну кроме того, что необходимо строго выдерживать высоту и курс подхода ( вокруг горы, которые рядом ), необходимо отслеживать посадочную скорость, которая, в связи с постоянным присутствием попутной составляющей, норовит увеличиться от рекомендуемой величины. На схемах подхода (STAR) имеется ограничение скорости - рекомендация выдерживать скорость 230 узлов ниже сотого эшелона (FL100). Это достаточно низкая посадочная скорость (на 225 узлах уже возможен выпуск механизации). Если экипажу не удаётся справиться с погашением скорости к точке входа в глиссаду, то диспетчер отворачивает борт вправо от схемы снижения и затем снова выводит ВС на посадочный курс с дальнейшим повторным входом в глиссаду ...



Ну а если скорость ветра более 7 м/с, то в настоящее время, при посадке курсом 086, экипажи получили возможность использовать схему захода RNAV (GNSS).  Схема такого захода выглядит так ...



Эта схема, в отличии от противоположной, выполняется над местность с достаточно большими превышениями, прямо с гор, что необходимо учитывать. Подходящий к точке YZ515 борт хорошо виден на фото ниже ...



Это не представляет опасности, даже в условиях низкой облачности,  при условии чёткого контроля введённых расчётных параметров. Место входа в глиссаду (BASRU) снизу выглядит примерно так ...



Ещё одной особенность этой схемы является достаточно высокий угол наклона глиссады для данных типов ВС, который составляет три с половиной градуса. Например для Boeing 777 такой угол уже не проходит по ограничениям ...



Следует помнить ещё и о том, что сама ВПП "Звартноца" имеет уклон к средней части, что фактически может способствовать перелёту, если не учитывать эту особенность. К тому же скорость снижения достаточно высокая, и экипажу необходимо строго контролировать параметры непосредственно после отключения автоматики и выполнении самой посадки ...



Диспетчеры подхода со своей стороны следят за параметрами посадки, и в случае их невыдерживания, сразу сообщают об этом экипажу, и при необходимости запрещают дальнейшие снижение, с уводом на повторных заход ...



Перед самой посадкой, для понижения высокой вертикальной скорости и возможного перелёта, экипажу необходимо выполнить предвыравнивание с последующим повторным выравниванием и посадкой уже в знаки ...



Ну а кроме всех этих технических особенностей, совершенно не интересных обычному пассажиру, заход с гор имеет и свою особую эстетику и красоту, подчёркивающую характер окружающей горной местности и панорамный вид на Ереван или на Арарат ...



За 17 лет существования “Армаэронавигация” стала одним из наиболее передовых предприятий в регионе ...



Критерии, по которым сегодня работает организация, полностью соответствуют требованиям Международной организации гражданской авиации ICAO. Армения является членом организации “Евроконтроль”, которая включает в себя все европейские государства с целью согласования единых европейских стандартов аэронавигации ...



Наивысшим приоритетом для ЗАО «Армаэронавигация» является обеспечение безопасности полетов. С этой целью в компании установлены задачи и цели по обеспечению безопасности полетов, которые периодически будут оцениваются по заранее установленным критериям и по необходимости пересматриваются ...



Согласно официальной статистике Межгосударственного авиационного комитета, гражданская авиация Республики Армения является практически самой безопасной среди стран Соглашения о безопасности 1991 года. И одной из составляющих этого успеха с уверенностью можно назвать работу служб компании "Армаэронавигация" по аэронавигационному обеспечению воздушного движения в стане ...




Выражаю личную благодарность пресс-секретарю Главного управления гражданской авиации Армении - Рубену Грдзеляну, секретарю Совета ЗАО "Армаэронавигация" - Нелли Черчинян, начальнику авиадиспетчерского центра "Ереван" - Арутюну Бабаяну за помощь в съёмке и проведении репортажа. Отдельное огромное спасибо - newaviator за технические консультации по вопросам навигации и самолётовождению в данном регионе.



b737, репортаж, Звартноц, диспетчеры, a320, аэронавигация, Арарат, Авиация, вышка, Армения, фото, горы

Previous post Next post
Up