Обобщенный мастер-класс по крашению натуральными красителями

Apr 15, 2017 07:36

Оригинал взят у ksenia_aydit в Обобщенный мастер-класс по крашению натуральными красителями

Крашение натуральными красителями - древнее искусство, которое переживает в последние десятилетия новый рассвет и входит в моду в разных кругах.

Я не химик, и натуральными красителями начала заниматься недавно, поэтому буду писать по простому, как практик. Поэтому заранее прошу прощения у профессиональных химиков, если в тексте будут какие-то смысловые ошибки о технологии крашения, обычно такие вещи раздражают профессионалов, знаю по себе:).


Постараюсь описать общие принципы работы с красителями, самые простые и распространенные красители, которые использовала самостоятельно, чтобы их можно было применить любому заинтересовавшемуся этим ремеслом.

В первую очередь натуральное крашение популярно зарубежьем, в странах Европы, в среде сторонников экологического движения, среди историков - реконструкторов, среди любителей всего натурального опять же зарубежем.
У нас в стране мне пока не попадалась информация о фирмах, или людях - не реконструкторах, которые бы занимались натуральным крашением, ну разве что обрывочная информация о лабораторных опытах в классах с уклоном на химию.

Изначально древние и не очень древние люди для крашения использовали те растения, которые произрастали в данной местности, под влиянием развития торговых путей и моды появлялись новые красители, новые цвета.

Общая информация - для окраски натуральными красителями стоит использовать только натуральные ткани, желательно чтобы в составе был 1 материал, то есть только хлопок, только лен, только шелк, или только шерсть.
Разные материалы по-разному впитывают краситель, и цвет может получится неровным, если ткань смесовая, а синтетика не красится практически никакими растительными красителями.
Крашение натур.красителем - это химические процессы, поэтому для хорошей окраски имеет значение масса факторов - температура воды, кислотность воды, свежесть раствора для окраски, время прокраски, наличие или отсутствие закрепителя (обычно это квасцы, например алюмокалиевые), посуда, в которой красят, чистота ткани.

Если что-то сделать неточно, ничего страшного не произойдет, но есть риск получить другой оттенок цвета, тусклый и малопривлекательный цвет, или просто слабый цвет.
Любое КНК (крашение натуральным красителем) стоит начинать с маленького образца и маленькой порции красителя. Так вы получите опыт покраски, а так же убедитесь в составе ткани, а так же при необходимости в чистоте красителя (что актуально в случае индиго). Если в составе ткани есть синтетика, то цвет будет неровный, бледный, или вообще будут белые пятна.

Добавлю, это не самое дешевое и быстрое развлечение.
Технология крашения включает в себя:
- подготовку воды - вода желательно должна быть мягкая, хотя можно взять обычную из под крана, или кипяченую
- подготовку сырья для покраски - купили, измельчили, замочили, нагрели или прокипятили
- подготовку ткани - ткань постирать, чтобы была чистая, причем лучше мылом, стиральный порошок может повлиять на цвет, при необходимости отделить, и замочить на несколько часов, чтобы напиталась водой - для лучшей окраски
- посуда должна быть металлическая или эмалированная. Ни в коем случае ни алюминиевая. При покраске ткани посуда должна быть в 20 раз больше веса ткани. Если взять посуду меньше - может быть окраска пятнами, то есть неровная.  При покраске ниток посуда может быть поменьше. В любом случае при покраске нужно постоянно помешивать посуду с красителем и тканью или нитками.
- некоторые НК (натуральные красители) не требуют закрепления, то есть они дают стойкий цвет даже при длительном кипячении или вымачивании без дополнительных химических веществ.
 -некоторые НК при добавлении закрепителей, или квасцов дают другой цвет, более насыщенный, яркий, стойкий, поэтому в краску добавляют квасцы
- в качестве закрепителя чаще всего используются алюмокалиевые квасцы, медный или железный купорос, и много других веществ, которых сложно найти и купить, поэтому указываю именно эти. Так же как закрепитель можно пробовать использовать соль, соду, уксус.
- окрашеную ткань или нитки после окраски выжимают аккуратно, и подвешивают, чтобы вода стекла, и нитки высохли.

Натуральные красители бывают разной стойкости, некоторые смоются за сезон, некоторые могут держаться столетиями. Я постараюсь указать устойчивые.
В большинстве своем натуральные красители менее яркие, насыщенные, или же окраску нужно повторить несколько раз для получения желаемого цвета.
Проще всего получить желтый, коричневый, серый, оттенки бордового и сиреневого цветов.
Зеленый, красный, синий, а так же хороший черный получить сложнее.

Зеленый можно получить, например, корой дуба с железоаммонийными квасцами, или некоторыми видами мхов с квасцами. или сочетанием синего и желтого красителя.Черный так же можно получить, например, дубом с железным купоросом.
Примеры:
сверху - некрашеный шелк
слева с низу - крашение шелка дубовой корой  и луковой шелухой
справа в низу - ягоды жимолости


потом мне захотелось поэкспериментировать, желтый - это очень быстрое крашение белого шелка в коре крушины, а зеленый - ягоды жимолости покрасила сверху той же крушиной и закрепила купоросом, получился зеленый, но не очень насыщенный



при окраске мокрые нитки гораздо темнее, чем сухие, например зеленый шелк мокрый выглядел почти черным

Синий дает индиго, вайда красильная. Индиго найти сложнее, и с ним тяжело работать, нужны дорогие химикаты, и кроме того его часто подделывают.
Красный дают кошенильные жучьки, корни марены красильной - которые тоже тяжело найти и не просто получить нужный цвет.
У меня синий и красный пока не получались.

Вообщем натуральное крашение вещь интересная, увлекательная, но иногда непредсказуемая.

Я в работе пробовала:
- кору крушины - коричневый или желтый
- кору дуба - коричневый или черный с квасцами
- траву пижмы - желтый на хлопке или льне с квасцами
- цветы ромашки - желтый с квасцами
- цветы календулы - оранжевый с квасцами
- кожуру грецкого ореха -   коричневый
- шелуху лука - коричневый, оранжевый, желтоватый, можно с квасцами
- ягоды черники - фиолетово-синий, можно с квасцами
- ягоды жимолости - фиолетово-сиреневый
- марена красильная - красно-кирпичный, можно с квасцами
- шкурки граната - светло-коричневый, без квасцев
- листья березы - светло желтый

Много пока не красила, но из того, что получалось - получались такие цвета


шкурки граната


ягоды жимолости разного времени крашения


первый - дуб, все остальные - лук, разного времени окраски


с лева на право
жимолость+крушина
2 шт. крушина с разными закрепителями
2 шт. крушина
дуб с купоросом
дуб

Лен, хлопок, шерсть или шерсть одними и теми же красителями дают разные оттенки. 
Ткань и нитки одного состава так же могут иметь разные оттенки. 
Натуральное крашение - это всегда эксперимент.У меня в планах крашение натуральными местными красителями, и поиск наиболее стойких, и интересных по цветам и оттенкам.
Если кому-то будет интересно, могу покрасить что-то на заказ, только никак с ценой этой работы определится немогу

мечты..., мои хотелки, не мои мысли, интересное

Previous post Next post
Up