Сколько стоит Джомолунгма?

Dec 06, 2014 00:35

Оригинал взят у sevich в Сколько стоит Джомолунгма?
(Эверест-96, краткие впечатления о книге:
Jon Krakauer, Into thin Air, Anchor books, edition 1999

- Тебя сразу убить, или хочешь помучиться?
- Лучше, конечно, помучиться.

к/ф «Белое солнце пустыни»

Если же впереди вас ждет что-то еще менее приятное… ну что же, на то она и «шестерка». Вы знали, на что шли.

В. Юрин, «Сольфеджио белой воды».

Я затрудняюсь дословно перевести название этой книжки, что-то вроде «В тонкий воздух». Как сказал мне Лешка, адекватный перевод будет «В никуда», но лично я остановился бы на названии «Довыеживались».
Что можно сказать по поводу? Во-1, то, что она читается не в пример легче, чем, скажем книжка Хорнбейна Everest west ridge. Думается потому, что написана именно что писателем и не для альпинистов, а для нормальных людей. Не просто так она, видимо, возглавляла какое-то время списки продаж и удостоилась массы хвалебных отзывов.

Итак, 1996 г., по заданию журнала Outside Джон Кракауер направляется в коммерческую экспедицию, возглавляемую новозеландцем Робом Холлом. Задача - написать большую статья для журнала, в которой рассматривались бы все аспекты коммерческого гималайского альпинизма. Стоимость участия в коммерческой экспедиции - 65 килобаксов. При том, что в эту сумму не включены ни авиабилеты, ни личное снаряжение. Осторожный Холл в контракте не гарантирует клиенту восхождения на высочайшую вершину мира, он только говорит, что "наши гиды сделают все возможное, чтобы наш клиент поднялся на вершину". Тем не менее, Холл имеет высокое реноме, как руководитель коммерческих восхождений - весной 1995 г. он вывел на вершину большую часть своей группы без каких бы то ни было эксцесов. К слову, Аутсайд не платит ему этих офигительных бабок за участие Кракауера, имеет место быть нормальный бартер - Холл получает энное количество рекламы в журнале. Обычная практика, кстати. По мнению Холла именно в США живет подавляющее количество его клиентов, поэтому ему ценна реклама в американском профильном издании.
Параллельно с Adventure Consultant Guided Expedition Холла, аналогичную экспедицию - Mountain Madness Guided Expedition - проводит американец Скотт Фишер. Для него это первое подобное мероприятие, до этого он работал гидом, содержал собственную приключенческую школу, участвовал в гималайских экспедициях. Более-менее стал известен после проведения в 1993 г. экологической экспедиции на Эверест, в ходе которой со склонов горы и с Южного седла было спущено пять тонн всякого дерьма - в основном использованных кислородных баллонов. Надо сказать, что вся эта деятельность особого дохода Фишеру не приносила, впрочем, американские мерки несколько отличаются от наших.
Помимо этих двух экспедиций, находящихся в центре повествования, по склонам Эвереста шарашится еще уйма народу - южноафриканцы, тайваньцы, норвежцы, солисты всяки. Короче, каждой твари по паре. С Севера, ясен пень, не меньше народу колготилось.

В конце марта так или иначе все действующие лица собираются в Базовом лагере и начинают планомерную акклиматизацию. Кракауер довольно подробно и с многочисленными отступлениями описывает этот процесс. Для меня ценность столь подробного повествования заключалась в том, что когда читаешь довольно-таки известные тебе вещи по-английски, начинаешь довольно неплохо въезжать в лексику автора. А вообще-то понятно, что эти многочисленные отступления и комментарии сделаны для читателей абсолютно не знакомых с альпинизмом, и тем паче высотным.
Так или иначе, с разного рода приключениями, но к началу мая группа сделала три акклиматизационных выхода и имела ночевку в лагере 2 на 7200. На мой взгляд, маловато, впрочем, мое мнение тут не канает совсем. Опять же по поводу аклимухи Кракауер пишет довольно развернуто: с одной стороны подъем и ночевка на Южном седле (7800) дает тебе необходимую акклиматизацию, с другой - ты тратишь много сил, и есть шанс не восстановиться к восхождению. Из его рассуждений, у меня создалось впечатление, что вариант «не тратить много сил» - порождение коммерческого альпинизма, потому как все, восходители до начала 90-х так или иначе, но 7800 аклимуху старались получить. Хотя, тоже по-разному бывало.

10 мая, чуть после полуночи, из Лагеря 4 на Южном седле (7800) к вершине вышли участники обеих экспедиций в сопровождении гидов. Каждый нес два баллона с кислородом, по запасному баллону на каждого было заначено на Южной вершине (8500). Согласно графику и опыту предыдущих экспедиций, точка возврата - час дня. Максимум два. После этого надо поворачивать оглобли, если не хочешь ночевать в снегу на высоте выше восьми тысяч. Наибольшее техническое препятствие на классическом южном маршруте представляет Ступень Хиллари, находящаяся между южной и главной вершинами. Правда, сам Хиллари в свое время преодолел ее практически без проблем, но на то он и сэр Эдмунд, а не клиент коммерческой экспедиции. Для клиентов принята практика провешивания стационарных веревочных перил, однако в этот раз это заранее не было сделано и пришлось все делать по ходу.
Автор в компании с сирдаром (главный над шерпами) экспедиции шел довольно и к 5.30 был на Балконе (8300), где, согласно приказу Холла ждал группу и наблюдал процесс провешивания перил. Тут у него кончился первый баллон.
На вершину Кракауер вышел в 1.12 в компании с Анди Харрисом (гид экспедиции Холла), Анатолием Букреевым, Нилом Бейдельманом (гиды экспедиции Фишера) и Мартином Адамсом (клиент Фишера). Остальная часть группы Холла (из которой часть уже вернулась на Седло) и Фишера находилась в разных частях юго-восточного гребня. Сам Фишер, кстати, шел не очень - его мучил приступ желудочной хвори, подхваченной в одной из предыдущих экспедиций.
На спуске, в районе Ступени Хиллари у автора кончился кислород, тем не менее, он дополз до южной вершины и подключился к новому балону. Балон, правда, был не полный, но Кракауер посчитал, что ему на спуск хватит. Букреев, который шел без кислорода, к тому времени уже почти спустился. Основная часть группы Холла и Фишера достигла вершины в два с копейками, за исключением Дуга Хансена, который поднялся около четырех. Хансен участвовал в экспедиции Холла в 1995 г., и был повернут назад строго в два часа дня с гребня над Южной Вершиной. В этот раз Холл решил дать поблажку клиенту, и ждал его на вершине.
К семи часам вечера основная группа находилась метрах в трехстах выше Южного седла. В голове группы был автор и Мартин Адамс. Погода к тому моменту изрядно испортилась - ветер, туман - и у большинства участников начал заканчиваться кислород, что привело к падению темпа спуска и неадекватным реакциям.
Кракауер и Адамс преодолев не без приключений последний крутой ледовый взлет над Седлом, успешно спустились в лагерь. Для группа, которая шла буквально вслед за ними (разрыв составлял минут пятнадцать), этот склон оказался непреодолим, и Нил Бейдельман увел их по более пологому склону на край Южного седла, обращенный к северной, тибетской стороне. Несмотря на то, что они находились в 1000 Горизонтальных (!) футов от лагеря, найти лагерь на седле они не могли. Один из гидов - Дик Мадсен - остался с группой, остальные пошли за помощью. В качестве помощи удалось припахать только Букреева, который неколькими рейсами приволок клиентов в лагерь. В снегу остались лежать Ясуко Намба и Бек Уезерс, которых посчитали мертвыми. Намба так и осталась лежать на Южном Седле, а Уезерс на следующий день приполз в Лагерь 4. При помощи профессиональной команды IMAX, его спустили вниз, хотя все каждую минуту ждали, что он умрет. В Штатах Уезерсу ампутировали руки до локтя, а потом он написал книгу с впечатляющим названием «Оставленный умирать». Надо сказать, что книги написали почти все выжившие участники обеих экспедиций.
На следующий день - 11 мая - Роб Холл был еще жив и регулярно радировал с Юго-восточного гребня, но спуститься ниже Южной вершины он не смог. Его тело двумя неделями позже нашли участники экспедиции IMAX. Энди Харрис, который сделал попытку подняться к нему и Хансену с кислородом с Южной вершины, пропал. Хансен умер еще вечером. Тело Скотта Фишера нашел поднявшийся Букреев. Лидер тайваньской экспедиции, перенеся холодную ночевку на высоте 8000 м., был спущен шерпами. Впоследствии, количество пальцев на его конечностях тоже сильно уменьшилось. Остатки коммерческих экспедиций сползли в базовый лагерь и разъехались по домам.
Контраст с обеими коммерческими экспедициями (а также Тайваньской, юаровской) представляла команда IMAX (Дэвид Брешерс, Эд Вестурс и др.), чья задача была - снять фильм о восхождении на Эверест. Несмотря на то, что они на Южном седле отдали энную часть своего кислорода выжившим участникам коммерческих мероприятий, и сыграли главную роль в спуске пострадавшего тайваньца и Уезерса, они совершили успешное восхождение, поймав 22 мая окно хорошей погоды. Причем Вестурс (главный герой фильма) совершил восхождение без кислорода.
Впоследствии участники начали активно писать книги и статьи в журналы. Основная полемика развернулась между Букреевым (точнее, его писателем-издателем Вестоном де Вальтом и Кракауером. Кракауер в своей книге, отдавая должное способностям Анатолия как восходителя экстра-класса, довольно нелицеприятно рисует его как гида. В частности, он ставит ему в упрек восхождение без кислорода (что уменьшает его способности по опеканию клиентов) и быстрый спуск после восхождения в лагерь. Кракауер считает, что Букреев пошел на поводу своих восходительских амбиций в ущерб обязанностям гида. Тем более, что ина его счету уже было одно безкислородное восхождение. Контраргументы Букреева я пока привести не могу, поскольку его книжка - Climb - из Штатов до меня еще не доехала, а на русском языке она не издавалась. Но если без подробностей, то он утверждает, что его спуск был согласован с Фишером. Увы, у него самого уже не спросишь - Букреев погиб на Аннапурне в декабре 1997 г.
В этой истории была еще одна ключевая фигура - шерпа Лобсанг Джангбу. Лопсанга работал в одной экспедиции в качестве кухонного мальчика, где его и нашел Фишер. Усилиями Фишера Лопсанг начал яркую восходительскую карьеру, по словам американца, он имел все шансы стать вторым Месснером. Наряду с высокими восходительскими способностями (что не редкость для шерпов), Лопсанг обладал немалыми амбициями, что уже менее характерно для этого жизнерадостного буддийского народа. Лопсанг был последним, кто видел Фишера живым, Лопсанг присутствовал при разговоре Букреева и Фишера. Однако, у него тоже не спросишь - он погиб в сентябре 1996 г. в лавине, сошедшей со склонов Лхоцзе.

С 1921 г (первая английская экспедиция на Эверест) по 1996 на склонах высочайшей горы мира погибло 144 человека. Вершины достигло - 630. В 1996 г. на вершине побывало 84 человека, из которых 12 ( с учетом трех участников индийской экспедиции, штурмовавшей Эверест с северной стороны) навсегда остались на склонах Горы. Статистика 96 года, как мы видим, не самая ужасная по эверестовским меркам, и, соответственно, коммерческие экспедиции продолжаются.

путешествия, интересное

Previous post Next post
Up