Кризис года, продолжение: границы и запреты

Mar 08, 2013 15:34

Оригинал взят у getnewpost в Кризис года, продолжение: границы и запреты
Итак, ребенок встретился с границами... Точнее, встречается постоянно, и это полностью его занимает
Наверное стоит заметить, что эта встреча - не одномоментна, т.е. это не некое открытие или инсайт, это протяженный и нелегкий процесс, занимающий продолжительное время.
Каждый раз столкновение с ограничением вызывает бурную реакцию, которую обычно называют "истерика" Я не люблю это слово за негативный оттенок, предпочитаю аффект.

В этот жизненный период для ребенка важно слышать "нет" , не "нельзя" не "не смей", не "прекрати", а простое, четкое и твердое НЕТ.
Но пока не стоит ожидать, что ребенок будет слушаться и реагировать. Не будет. :)
Во-первых, он пока еще находится на невербальной стадии развития, т.е. на речь реагирует плохо. Зато на свои желания уже хорошо. Поэтому лучший и единственный способ воздействия на годовасика - физический.
Нет, нет, не шлепки, ни в коем случае :))) А прямое физическое участие родителя в ситуации - загородить телом, рукой, ногой запретную зону или предмет, взять за плечи и развернуть, взять на руки и унести, убрать ручки от нежелательного предмета и т.п. Самый главный уровень воздействия - спокойное физическое перенаправление. Но проговаривать запрет тоже совершенно необходимо. Просто и четко, на уровне 2-3 слов. Потому что по эффективности самый лучший способ контакта сейчас - физический. А вот по важности - вербальный. И контакт глазами еще, ну это само собой :)
В общем надо запастись терпением и готовностью много раз повторять одно и то же, ловить буйного отпрыска , уводить, удерживать и все такое прочее. Та еще работка, да :)
а потом еще его успокаивать в состоянии аффекта. но об этом еще отдельно напишу.
По моим наблюдениям и ощущениям очень хорошо, если ребенок к году уже познакомился с запретами в форме "нет". До года ребенок довольно хорошо реагирует на ограничения и запреты, если они четкие и эмоционально заряженные. "Нет, опасно, горячо" Эти базовые запреты, которые были всегда и будут всегда помогают ребенку освоится с запретами и ограничениями новыми. Пока он не способен их осознанно соблюдать и соответсвенно, будет пробовать снова и снова, но капля, как говориться, камень точит.
в тот момент, когда ребенок сможет более ли менее запомнить основные правила поведения и основные ограничения, которые надо соблюдать - кризис года закончится :) Опять таки, не то, чтобы запомнит и будет соблюдать как отче наш, но хотя бы будет слегка замедляться перед тем как что-либо запретное сделать :) У нас камнем преткновения были ручки электрической плиты. и там было очень явно видно, как происходит соблюдения границ - вот несется ребенок с воплями его взгляд направлен на ручки, подбегает, крутит все что можно достать. Следующий этап - подбегает, поворачивает, убегает. Следующий этап - бежит, смотрит и - как будто отталкивается от невидимой линии, пробегает мимо. :)

Хорошо помогают ребенку изучить явление границ и привыкнуть к ним - дествия с передачей и переходом предметов от мамы к ребенку - катание мячика, просьбы дать что-нибудь, обозначение принадлежности "это твоё, это моё, это папино" Ребенок в этом возрасте вообще любит давать предметы, так он проявляет желание взаимодействия, берет предмет и тычет им во взрослого :) Обычно, если годовасик познакомился с новым человеком и уже попривык к нему, то первое, что он сделает для налаживания контакта, принесет новому знакомому какую-нибудь вещь или угостит едой :)

ну и сюда же добавлю про проверку границ(просто цитата из старого поста) :

Её тоже часто связывают с кризисом года, но по моему мнению, эта связь не прямая, опосредованная. И уж тем более не стоит в любом "шаге в сторону" видеть или предполагать проверку границ. По моему опыту проверка границ - симптом высокой тревожности ребенка, и её не стоит путать в кризисы, хотя они могут конечно совмещаться.
Проверка границ - это состояние ребенка когда он постоянно и неотрывно делает только то, что запрещено, и ничем другим его заинтересовать невозможно. (я конечно не имею в виду те "клинические" случаи когда ребенку запрещено ВСЕ, кроме как сидеть тихонько на стульчике ручки на коленочки). Состояние ребенка сходно в этот период с состоянием очень тревожного невротического человека, который по сто раз перепроверяет выключил ли он электроприборы перед выходом из дома, а потом возвращается проверить запер ли он дверь :) Ребенок, проверяющий границы тревожится и стимулирует родителя "охранять" себя.
Проверяющему границы ребенку нужно спокойное внимание, расслабление, много тактильного контакта и приведение родителем себя в порядок(так как проверка границ - это реакция на тревожность или отчужденность или раздражительность родителя)

Продолжение следует....

дети, воспитание, психология, полезненькое

Previous post Next post
Up