Власти не любят оппозицию, не любят ее и сторонники власти и люди, которые не задумываясь ни о чем, боятся перемен. Так получилось, что Бен Шан - сын революционера, сосланного в 1902 году в Сибирь, тоже был оппозиционер, только в другой стране - в Америке, приютившей его семью, когда они перебрались туда в 1906 году. Критически относясь к власти, Шан показывал в своем творчестве острые проблемы.
Он сильный, мощный по воздействию, драматический художник, литограф и фотограф. Безусловно, в его творчестве много социально ангажированных тем, если писать о нем, невозможно их обойти. Например, созданная в 1931-1932 годах серия из 25 полотен «Страсти по Сакко и Ванцетти» (The Passion of Sacco and Vanzetti), в которой несправедливое осуждение и казнь двух рабочих-анархистов представляется как чудовищное повторение Страстей Христовых в буржуазном обществе ХХ столетия.
Эта работа сделала Б.Шана известным в мире искусства: в 1932 году Музей американского искусства Уитни выбирает одну из картин художника для своего первого биеннале, и в том же году он приглашён нью-йоркским Музеем современного искусства для участия в организуемой там выставке настенной живописи.
В тридцатых годах, в Америке времен Великой депрессии, Бен Шан работал фотографом в программе администрации Рузвельта, документируя и сохраняя для истории факты бедствия американских фермеров во время Великой депрессии в 1929 года. Год краха фондового рынка и депрессии, разрушавшей жизни многих людей, время бедности, мафии, шовинизма и коррумпированных полицейских.
Бен Шан родился в Ковно (Каунас), Литва, у еврейских родителей Джошуа Hessel и Шан Гиттель (Либерман).
Вначале Шан учился литографии, затем посещал различные курсы рисования и Национальную академию дизайна. В 1929-1930 годах, совместно со своим другом, Уолкером Эвансом, он снимает художественное ателье, где Эванс всерьёз заинтересовывает его фотоискусством.
Многие снимки Шана, сделанные на нью-йоркских улицах, послужили ему впоследствии как материал для картин и настенных панно.