Лирические грезы Мориса Дени.

May 23, 2014 22:00




Его картины в светлой, утонченной гамме в свое время сводили с ума Петербург. Приехав в Россию по  приглашению мецената Ивана Морозова в 1907 году, он принял решение задержаться здесь. К полотну «История Психеи», которое он напишет по заказу, он написал еще  восемь холстов. К этому еще будут добавлена скульптура Майоля и восемь высоких керамических ваз, созданных Дени. Все  это было создано для украшения морозовского концертного зала, и зал становится уникальным художественным ансамблем.




Итак, Морис Дени родился 25 ноября 1870 года в нормандском местечке Гранвилль на берегу Ла Манша. Отец - служащий западной железнодорожной компании. Мать Марселя была модисткой. Постоянно семья жила в городке Сен-Жермен-ан-Лей. Видимо, все-таки место рождения как-то сказалось на пристрастиях художника, несмотря на то, что его детство прошло вдалеке от моря, морская стихия всегда его влекла.




В 1882 году Марсель поступает в престижный парижский лицей Кондорсе, где также учатся будущие деятели искусств Эдуар Вюйяр, Кер-Ксавье Руссель и Орельян Люне-По, который в 1893 году основал Художественный театр. Морис начал брать уроки рисунка и копировать старых мастеров.




В 1888 году он поступает в парижскую академию Жюлиан, а затем в Школу изящных искусств. Его захватывают новые идеи старших современников Сезанна, Пюви де Шаванна, Гогена. Вместе с другими молодыми художниками он создает группу Наби (на древнееврейском - пророки); стремится к возрождению традиций декоративной монументальной живописи - как церковной, так и светской.




За свою долгую жизнь Морис Дени создал множество картин,  самые интересные - милые старинные городки, пикники с очаровательными девушками, пляжи...




Ему принадлежит определение символизма, которое цитируют по сей день. Процитирую и я: «Это искусство выражать с помощью пластических знаков и внушать с помощью живописных средств идеи, ощущения и чувства».




Дени сформулировал в своей знаменитой фразе о полотне как плоскостной первооснове произведения живописи:
«Помните, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, является, по существу, плоской поверхностью, покрытой красками, положенными в определенном порядке».




Его называли: «Наби красивых икон», и это не случайно, сюжеты Дени напрочь лишены обычной телесной чувственности, даже «Вознесение Амуром Психеи» - это объятия без страсти, объятия поддержки…























































наби, французские художники, символизм

Previous post Next post
Up