1 апреля… День дурака, который уже кончается, и по ассоциации вспоминается игра в карты, в «дурака» - банальная и вечная, наверно… И хочется рассказать чуть-чуть о истории карт, показать парочку лучших произведений на эту тему и закончить одной интереснейшей страницей: картой сюрреалистов. Итак… Хоть и те колоды карт, которыми пользуемся появились недавно (относительно) происхождение карт теряется в веках. Они вознили, предположительно, в Древнем Египте. Были придуманы жрецами и в них сокрыты древние знания о человечестве.
Жрецы создали 78 золотых табличек, на которых нанесли магические знаки. 56 таких табличек зовутся «Младшими Арканами», и именно они стали обычными картами. А 22 «Старших Аркана» - это мистические карты Таро, которые по сей используют гадалки и прорицатели.
Это, скорее, легенда, поскольку научного подтверждения нет. Однако данные археологических исследований показывают, что карты действительно появились в глубокой древности. На древних фресках можно увидеть, что в Древнем Египте имелась некое подобие карт - черенки с нанесенными на них цифрами, и существовала игра, очень похожая на карточную. Такие же игры забавляли индусов, только сделанные в Индии первые «карты» были из слоновой кости и ракушек.
Интересно, что оккультная версия появления карт находит свое подтверждение в арабских картах. Арабские карты тоже имели 56 «Младших Арканов» и 22 «Старших Арканов». Поскольку мусульманам запрещено Кораном изображать людей на картах, на них имеются только орнаменты-арабески.
Существует еще одна легенда о том, как появилась используемая по сей день колода карт с королями и дамами.
Говорят, что изобрел ее в 1392 году Жакмен Грингоннер - шут французского короля Карла VI Безумного, который, страдал душевной болезнью. Шут придумывал различные игры с картами и заодно сделал колоду более понятной для своего короля.
Грингоннер, нарисовал четырех королей и объявил, что каждый из них имеет своего прототипа. Король червей - это Карл Великий, пиковый король - царь Давид, бубновый - Юлий Цезарь, а трефовый - Александр Македонский.
Самого себя шут объявил джокером - это очень интересный карточный персонаж - вроде бы дурак, но на самом деле сильнее всех в колоде. И в жизни ведь именно шут мог под своей дурацкой маской резать правду-матку.
Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторических или мифических прототипов. Валет червей - это французский рыцарь Стивен де Виньоль по прозвищу Ла Гир - верный соратник Жанны Д’Арк, валет пик - герой французского эпоса Ожье Датчанин, бубновый валет - Роланд из «Песни о Роланде», а трефовый валет - Ланселот Озерный из легенд о короле Артуре.
Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось. Лишь в XVI веке игральные карты обогатились женскими персонажами. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип!
Дама червей - это героиня библейской легенды Юдифь. Дама бубен - Рахиль, жена Иакова. Интересно, что бубновая масть означает деньги, а Рахиль по легендам была скупой.
Пиковой дамой стала греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу считалась Дидона из «Энеиды» Вергилия, но затем она превратилась в коварную соблазнительницу Аргину - это анаграмма слова Regina, то есть королева. Придворные художники, создававшие карты для королей, придавали Аргине сходство с королевской фавориткой. Интересно, что в случае появления новой любовницы они рисовали новую колоду.
В годы Великой французской революции карты подверглись репрессиям. Короли и дамы, пусть и рисованные, были свергнуты со своего престола. А на картах появились известные оппозиционеры и борцы с режимами: Брут, Вольтер, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон…
Карточные масти тоже появились не на ровном месте. В первых колодах они носили названия «мечи», «кубки», «денарии» (деньги) и «жезлы». Позже мечи превратились в «пики», кубки - в «черви», денарии - в «бубны», а «жезлы» - в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «клевер»).
На других языках эти названия звучат по-своему: например, в Англии и Германии - «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», в Италии - «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы».
На немецких картах еще можно встретить старинные наименования мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Русское слова «черви произошло от «червонный» - «красный».
И, наконец, еще одна легенда , она о том, как карты появились в России. Говорят, что при Иване Грозном вынырнул в Москве некий авантюрист-итальянец Черчелли, которого москвичи тут же обозвали Чертелло. Впрочем, итальянское его происхождение под вопросом, ибо Чертелло в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше был русским.
Он привез Москву сундучок, завёрнутый в черно-красную шаль, что соответствовало мастям - чёрным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.
И тут началась в Москве карточная эпидемия, карты стали пользоваться бешеным спросом, и Черчелли решил наладить их печать, но вскоре был изгнан из Москвы за свои бесовские игрушки, а карты надолго оказались под запретом. Однако, несмотря на все препоны, карты прижились на Руси и тесно вошли в ее историю и даже культуру - вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина или знаменитый карточный проигрыш Николая Ростова из «Войны и мира».
После Октябрьской революции в 1917 году в России даже появились советские карты, на которых вместо королей и рыцарей фигурировали рабочие и крестьяне. Более того, масти тоже поменялись - вместо бубен и пик на картах красовались серпы, молоты, звезды. Но затем карты были вообще запрещены.
Давно уже карты реабилитированы, и выпускаются колоды на любой вкус.
И, конечно, многих иллюстраторов вдохновляет эта тема. Не обошли ее своим вниманием и сюрреалисты.
Колода карт Jeu de Marseille
Идея создания этой уникальной колоды карт возникла в 1940 году на одном из собраний сюрреалистов. Встреча произошла в Марселе - отсюда и название колоды. Сюрреалисты находились в Марселе, так как многие из них должны были уехать оттуда в США, ведь началась Вторая мировая война. Над колодой карт Jeu de Marseille работало восемь художников: Виктор Браунер, Макс Эрнст, Вифредо Лам, Андре Массон, Бенджамин Перет, Андре Бретон, Виктор Серж и его супруга.
Сюрреалисты придумали нестандартные карточные масти, каждая из которых что-то символизирует:
замочные скважины - символ познания,
звезды - символ мечтаний,
огненные колеса - символ революции,
огонь - символ страсти и любви.
Картам придворных они дали специальные названия:
S - сирены,
G - гении,
M - маги.
Вместо привычных королей и дам, художники решили изобразить различных выдающихся людей.
Бретон нарисовал Парацельса,
Виктор Браунер - Элен Смит и Гегеля,
Макс Эрнст - Панчо Вилья и Фрейда.
Также на картах сюрреалистов были изображены: Стендаль, Лотреамон, Бодлер и Алиса из Страны чудес.
Джокера нарисовал французский поэт и драматург Альфред Жарри.
Леонор Фини
Фини Леонор родилась в Буэнос-Айресе в 1907 году. В 30-е годы она жила в Париже, где познакомилась с такими художниками, как: Поль Элюар, Макс Эрнст, Жорж Батай, Пикассо и Сальвадор Дали. Позже она вошла в круг сюрреалистов, участвовала в их выставках, но не считала себя представительницей их движения, так как всегда хотела быть самостоятельной.
В 1950 году Леонор решила нарисовать колоду игральных карт. Многие любители живописи считают, что валеты и дамы, нарисованные Леонор - это автопортреты. Колода карт Фини увидела свет в 50-е годы 20-го века. Карты находились в изящной кожаной коробочке, у самой колоды был золотой обрез. Эти карты были переизданы в 1994 году. В настоящее время их можно купить в Интернете. Стоимость этих карт около $1000.
источник (
1) (
2) (
3)
(4)