Вот коротенький разбор карьеры и творчества Седера - в свое время не угодившего прогерманизации искусства.
Нельзя назвать гравюры Антона Седера в Животное в декоративном искусстве» натуралистичными. Во-первых, там есть драконы, свернувшиеся кольцами и выпучившие глаза.
Их чешуя и пятнистые узоры знакомы, но преобразованы во что-то более стилизованное и романтичное: они как живые.
Затем идут морские существа, разинувшие рты с почти человеческими выражениями.
Плавники рыб движутся с большей грацией и энергией. Усы креветок завиваются каллиграфическими росчерками; омар и краб сцепляются клешнями, застыв в драматической позе.
« Острые ощущения от жизни - дрожание жизни», что является подписью югендстиля.
Декоративные приложения видны в работах Седера. Его драконы скручены в кадуцеи и медальоны в средневековом стиле, его креветки маршируют по готовым бордюрам. В свое время такое роскошное обращение было типичным. Ар-нуво повысило статус декоративного искусства, стирая границы между ремеслом и изящными искусствами. Но к началу 20 в орнаментация стала центром бурного эстетического спора.
Резкое падение декоративного искусства с тех пор во многом обусловлено конкурирующим модернизмом.
Австрийский архитектор-модернист Адольф Лоос (1870-1933) опубликовал свою знаменитую критику декоративного искусства «Орнамент и преступление» в 1908 г, осуждая современный орнамент как сиротскую визуальную культуру, обреченную на безвкусное и недостоверное повторение стилей прошлого.
«У современного орнамента нет родителей и потомков, нет прошлого и нет будущего», - писал он.
Худшими проступками орнаменталистов ар-нуво, по мнению Лооса, были их легкомыслие и быстрый и свободный аисторизм: символы персидского и словацкого искусства, например, являются реликвиями прошлого и должны быть оставлены там же.
Но, такие художники, как Седер, видели в ушедших визуальных языках богатый визуальный материал.
В 1894 году Антон Седер (1850-1916) стал директором Страсбургской школы прикладных искусств.
Он решил направить школу в сторону югендстиля, обучая своих учеников рисовать на истории и с натуры с помощью местной теплицы.
В 1915 оказалось, что рынок не мог поддерживать количество мастеров, выпущенных школой. И его же студенты его осудили.
Но это еще не все, что погубило карьеру Седана.
Она пала под тяжестью другого потока теоретической критики.
Местные художники осудили программу ар-нуво как зловещий источник иностранного влияния, и Седер оказался объектом цензуры прогерманизации.
И когда разразилась Первая мировая война, международный момент ар-нуво тоже начал распадаться.
Однако работы Седера воплощают в себе лучшее из романтического воображения и органических линий югендстиля, потворство радости китча, которая все еще находит отклик.