Беспокоящий вопрос, поскольку до сих пор тема активно обсуждается, и в этом журнале тоже. А произведения, созданные пастелью, углем, акварелью на бумаге многими считаются менее значимыми. Напрасно.
В общем, у такого мнения есть история.
Сидящий юноша, этюд Жоржа Сёра «Купальщицы в Аньере» (1883).
Национальные галереи Шотландии.
Традиционно рисунки в основном создавались при подготовке к картинам.
Но постепенно художники как бы осознали ценность создания рисунка, работы на бумаге, завершенной, она стала интересной сама по себе.
Эдгар Дега
После ванны женщина вытирается, ок. 1890-95
Пастель на тканой бумаге, положенной на картон.
Национальная галерея, Лондон.
Куплена в 1959 г
А тут еще импрессионисты со своими яркими цветами, быстрыми штрихами, смелой точкой зрения, наряду с намеренным отсутствием законченности, были инструментами, позволяющими запечатлеть мимолетные эффекты природы.
И стали открываться выставки - 8 выставок импрессионистов, проходивших в Париже с 1874 по 1886 год, включали большое количество работ на бумаге.
Это поощряли галеристы, которые дальновидно смогли увидеть экономическую выгоду от экспонирования и продажи этих работ.
Дега, Танцовщицы, пастель
Так начался золотой век пастели, и появились великолепные пастели Дега.
А есть еще медитативные акварели Сезанна и Тулуз-Лотрека.
И Одилон Редон, самый значимый символист, который рисовал свои пылкие поэтические мечты, и Еа Гонсалес, единственная ученица Мане.
Федерико Дзандоменеги, Этюд женщины сзади , 1890-97,
Картон, пастель,
Милан, Галерея современного искусства
А потом пришел XX век, и во Франции акварель, рисунок, пастель, темпера и гуашь перестали считаться простой подготовительной техникой и стали произведениями искусства во всех отношениях.
Но мы такие работы обычно не видим, потому что рисунки на бумаге страдают от воздействия света. Именно поэтому они никогда не выставляются на постоянную экспозицию. Но их иногда экспонируют на выставках.
Ван Гог 1887 г "Укрепления Парижа с домами", (Уитворт, Манчестерский университет)
Вот интересная история - она похожа на голливудский блокбастер.
Фортификационные сооружения Парижа были столь живописны, что под их обаяние попал еще не совсем заболевший Винсент Ван Гог. Он сделал чудесную работу - в ней сочетаются графит, гипс, акварель и гуашь.
В 2003 году воры вынесли её из художественной галереи Уитворт, вместе с картинами «Бедность» Пабло Пикассо (1903) и «Таитянский пейзаж» Поля Гогена (1891-1893).
Произведение Ван Гога оценивалось в £2 млн.
После чего поместили в тубус и бросили в общественном туалете в 200 м от музея. Клозет не использовался.
На тубусе якобы было написано: «Мы не планировали красть эти картины. Просто хотели показать, как плохо с безопасностью».
Эта странная история говорит и о том, что даже такие грабители прекрасно понимают ценность работ на бумаге культовых художников.
Одилон Редон
Офелия среди цветов, 1905-08 гг.
Пастель на бумаге.
Национальная галерея, Лондон. Куплена музеем в 1977
Вот так иерархическое различие между живописью и графикой, низводившее последнюю до ранга служанки, перестало существовать.
Тонкий этюд пастелью художницы Евы Гонсалес под названием «Невеста» 1879 (частная коллекция)
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art