Нет в России человека, который не знал бы «Бурлаки на Волге» (1873г.) - Ильи Репина.
Полотно поражает своим драматизмом, написана с удивительно реалистично.
Но, чем больше вглядываешься, тем больше вопросов.
Почему бурлаки тянут изо всех сил, а трос провисает?
И почему трос крепится к мачте?
Нет ли там будущих революционеров - вот паренёк с бунтарским выражением лица в красной рубахе - он олицетворяет грядущее?
И, главный вопрос: почему перевернут триколор?
Репин выставил ее в 1873 году и с тех пор ее пытаются «разгадать».
Советские трактовки были идеологически «правильны».
Там, на бору стоит «капитан» в красной рубахе - символ будущего государства рабочих и крестьян.
На самом деле этот человек - водолив - плотник, который конопатил и ремонтировал судно и отвечал за погрузку-разгрузку.
Он лишь замещал хозяина и нес материальную ответственность.
Барку тянут не за корпус, из-за чего судно якобы неизбежно перевернется.
Это сочли намеком на то, что режим угнетателей будет свергнут народом.
И это чушь или сознательная подгонка под идеологию.
Репин писал правду - он точно изобразил реальный способ крепления троса при перетаскивании баржи.
И бечеву ослабили, чтобы барка отошла от берега.
Но это не загадки - здесь все понятно, если поинтересоваться историей.
Удивляет только, как врали народу советские искусствоведы.
Но в картине написана одна деталь, вызвавшая скандал - пароход вдали: есть, что использовать в качестве буксира, но все равно лямку тянет человек.
Пароход олицетворяет технический прогресс, который не доходит до простого народа и делает Россию отстающей.
И на Репина ополчился российский министр путей сообщения.
Он счел, что на венской выставке художник опозорил страну перед Европой, показав тяжелый бурлацкий труд в эпоху прогресса и машиностроения.
«Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!» - отчитывал художника министр.
Но Репин на самом деле не собирался делать злободневную провокацию.
Он говорил, что рассеянно слушал об их тяжкой судьбе и интересовался только деталями внешнего облика.
Но его все равно считают «художником угнетенных». Репин всячески уходил от этой роли.
Но и это не все. Вот вопрос, на который нет однозначного ответа: Почему перевернут флаг?
В настоящее время существует три основных версии, объясняющие этот факт:
1. В те времена не было такого щепетильного отношения к порядку расположения полос, и его действительно могли по ошибке повесить наоборот, что и зафиксировал художник.
2. Перевёрнутый флаг означал для моряков поражение.
3. Репин сознательно так изобразил флаг, намекая на грядущий переворот в России (в духе коммунистической идеологии), как бы пытаясь сказать, что Корабль-Россия очень близок к кораблекрушению.
Какая версия кажется более убедительной?
Пишите.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art