С момента своего создания в 1499 году «Пьета» Микеланджело вызывает эмоции, веру и подражание элегантному изображению Девы Марии и Иисуса Христа.
Однако мало кто знает секреты этой многовековой статуи.
Французский кардинал Жан де Бильер, служивший церкви в Риме, хотел, чтобы его помнили еще долго после его смерти.
Для достижения этой цели он поручил Микеланджело сделать мемориал для его гробницы, запечатлевший сцену, популярную в северноевропейском искусстве того времени: трагический момент, когда Дева Мария снимает Иисуса с креста.
Точное описание работы Микеланджело для проекта вот: создать «лучшую работу из мрамора в Риме, которую ни один живой художник не смог бы сделать лучше».
Микеланджело был уверен, что справится с задачей.
Спустя более 200 лет Пьета была перенесена в базилику Святого Петра.
Микеланджело вырезал Пьету из цельного куска мрамора -это каррарский мрамор, бело-голубой камень, названный в честь итальянского региона, где его добывают.
Излюбленный материал скульпторов со времен Древнего Рима.
Пьета - единственная работа, подписанная Микеланджело. Если присмотреться, то на груди Марии можно найти подпись скульптора. Историк искусства XVI века Джорджи Вазари рассказал историю о том, как Микеланджело оставил свой след: -
«Однажды Микеланджело, войдя в место, где он был установлен, обнаружил там большое количество пришельцев из Ломбардии, которые высоко оценили его, и один из - спросили они у одного из тех, кто изготовил статую, и тот ответил: «Наш Гоббо из Милана».
Микеланджело молчал, но ему казалось странным, что его произведения приписывают другому, и однажды ночью он заперся там и, взяв немного света и свои резцы, вырезал на скульптуре свое имя».
Композиция прославила Микеланджело, когда ему было всего 24 года.
Отчасти благодаря тому, что его имя было выставлено на всеобщее обозрение на скульптуре, репутация Микеланджело росла вместе с любовью публики к статуе.
Художник дожил до 88 лет, наслаждаясь десятилетиями признания своих работ.
Скульптуру критиковали за изображение Марии Микеланджело.
Некоторые церковные наблюдатели насмехались над тем, что художник заставил ее выглядеть слишком молодой, чтобы иметь 33-летнего сына.
Микеланджело защищал этот выбор перед своим биографом Асканио Кондиви:
- "Разве ты не знаешь, что целомудренные женщины сохраняют свежесть намного дольше, чем нецеломудренные? Насколько больше в случае с Девой, которая никогда не испытывала ни малейшего похотливого желания, способного изменить ее тело?"
Пьета представляет собой смесь стилей.
Микеланджело соединил идеалы классической красоты эпохи Возрождения с позами, близкими к натурализму.
Если вы присмотритесь, вы увидите, что голова Марии слишком мала для ее очень большого тела.
Микеланджело не удалось заставить ее укачивать своего взрослого сына, как он себе представлял.
Поэтому ему пришлось сделать ее - опору статуи -очень крупной.
Чтобы свести к минимуму поэтическую вольность, этот гений вылепил тонкую свободную одежду, маскируя истинный объем Марии.
Пьета подверглась жестокому нападению.
Один безработный геолог из Венгрии в воскресенье Пятидесятницы 1972 г перепрыгнул через перила базилики Святого Петра, и напал с молотком на Пьету.
Несколькими ударами Ласло, считавший себя реинкарнацией Иисуса Христа - он отправлял письма Папе Павлу VI и безуспешно пытался найти его - уронил левую руку Марии, сломал ей кончик носа и повредил щеку и левый глаз.
Кстати, ему было 33 года - возраст Иисуса на момент смерти. Зрители схватили Ласло и избили его.
Разрушение статуи не считалось преступлением ввиду явной психической нестабильности Ласло.
Власти решили не преследовать его в уголовном порядке за уничтожение бесценного произведения искусства. Однако римский суд признал напавшего «общественно опасным лицом», и отправил в психиатрическую лечебницу на два года.
После освобождения Ласло был немедленно депортирован в Австралию.
Восстановление было предметом споров.
Когда произведение искусства повреждено таким образом, его экспоненты вынуждены спорить о том, что лучше: оставить как есть - как «Мыслитель из Кливленда», изуродованного во время бомбежки, - или изменить оригинал, чтобы восстановить его. В Ватикане выслушали все аргументы.
Заявляли, что ущерб Пьеты теперь является частью значения, говорящего о насилии современного века.
Другие предлагали отремонтировать скульптуру, но с видимыми швами, как напоминание об этом кошмаре.
В конце концов, выбрали идеальную реставрацию, чтобы зрители никогда не увидели, что Ласло сотворил с шедевром Микеланджело.
Восстановление заняло 10 месяцев.
Мастера взяли 100 кусков мрамора Пьеты и собрали их вместе.
В импровизированной лаборатории, построенной вокруг статуи, эти рабочие провели пять месяцев.
Затем они использовали невидимый клей и мраморную пыль, чтобы закрепить детали и заполнить промежутки запасными частями.
И как только полная реставрация была завершена, последним шагом было защитить отреставрированную работу пуленепробиваемым стеклом.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art