У всякой эпохи свои герои - это великие, значительные люди, которые стали для современников образцами новых качеств, выдающихся, созвучных времени. Бетховен был таким.
И за 250 лет его личность обросла мифами.
Там и легенда о мрачном детстве и жестоком отце, и многое другое. Но это еще не конец - вот, пожалуйста, новая: Бетховен - чёрный.
Сын черного солдата-наемника. Да …
Начнем сначала: бедный дом, жалкая мансарда, там рождается гениальный мальчик, которого тиранит жестокий отец, заставляющий ребенка часами заниматься на фортепиано, прибегающий к окрикам, рукоприкладству и т.д.
Что же было на самом деле?
Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте, неизвестный боннский мастер (предположительно 1783 год)
Дом, где родился Бетховен, сохранился.
Там сейчас находится его музей, и ничего похожего на мрачные трущобы не было тогда, нет и сейчас.
Церковь, где крестили Бетховена, была в соседнем переулке, буквально за углом.
Перед самым Рождеством, когда все дома украшены рождается мальчик, долгожданный сын, в семье придворного певчего боннской капеллы и его любимой жены Марии Магдалены.
Ну и где там солдат-наемник?
Но дело, наверно, не в исторической правде.
Дело в отмене Бетховена.
С 2020-го поднят крик о запрете Бетховена.
На фоне протестов BLM 250-летие композитора использовали как возможность заставить замолчать его музыку навсегда.
Но что надо в таком случае сделать? Надо по-новому истолковать факты:
И вот, на двух портретах Бетховена, написанных в 1801 и 1814 годах, изображен мужчина со смуглым цветом лица.
В 1814 году венский издатель Доминик Артариа опубликовал гравюру с изображением Бетховена, сделанную Хёфелем.
Гравюра быстро стала популярна в Вене, и уже в следующем году портрет был перегравирован Карлом Риделем.
В 1817 году эта гравюра была опубликована в лейпцигской "Allgemeine Musikalische Zeitung" и таким образом получила широкое распространение.
Интересно, что именно это изображение послужило одним из оснований для теории об африканских корнях Бетховена, получившей сегодня распространение в Интернете. ( Первая картинка в посте, большпй фрагмент).
Правда, теперь считается, что и бюст Франца Кляйна 1812 года, снятый с гипсового слепка, подтверждает, что он совсем не похож на светлокожего. Говорят, что в Вене его называли «испанцем».
«Он мог быть средиземноморцем, даже североафриканцем. Отец, Иоганн ван Бетховен, был жестоким алкоголиком, и его 23-летняя жена Мария, несчастная во втором браке, возможно, утешилась с незнакомым прохожим. При жизни Бетховена никто не упоминал его цвет кожи, так же как русские - поэта Александра Пушкина, правнука африканского раба при дворе Петра Великого. И Бетховен проявлял явную симпатию к меньшинствам».
Все ложь, зато теперь миру можно слушать Бетховена и становиться перед его портретом на колени.
Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820.
Идеализированная манера, конечно, но он герой своей эпохи и гений на все века.
Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art