Мы знаем портреты муз, вдохновительниц творчества замечательных художников, но многие писали портреты своих жён. Вот несколько.
Луи Велден Хокинс (1849-1910), Портрет жены художника, пастель, Аррасский музей изящных искусств, Франция
Луи Уэлден Хокинс спокойно жил с Камиллой Пеллетан, но вдруг встретил итальянку Раффаэлу Зеппу - и Хокинс поменял жену.
У них родилась дочь в 1892, а поженились они в 1896, после того как Хокинс принял французское гражданство и предположительно тогда Хокинс нарисовал ее пастелью в этом «Портрете жены художника».
Франц фон Штук (1863-1928), Афина Паллада (Портрет жены художника Марии фон Штук) (1898), частное собрание.
В 1897 году Франц фон Штук женился на известной в мюнхенских художественных кругах американской вдове Мэри Линдпайнтнер (урожденной Хуз, 1865-1929), которая уже была опекуном первой дочери художника. Он написал ее портрет в образе Афины Паллады в 1898 году.
Афина, греческая богиня мудрости, ремесла и войны, была лестным выбором.
Она одета в доспехи с отличительным шлемом, характерным для богини, а на ее нагруднике есть изображение головы Горгоны, что делает его формой Эгиды. Эпичный и романтический образ.
Ловис Коринт (1858-1925), Автопортрет с Шарлоттой Беренд-Коринт (1902), частное собрание
В наши дни мы справедливо обеспокоены отношениями между учителями и ученицами. Но так было не всегда)). Ловис Коринт в свои 43 года, открыл школу живописи для женщин, и среди первых учениц он заприметил девушку, талантливую и обаятельную.
На ней и женился. Шарлотта Беренд была на двадцать лет моложе
Коринф и Беренд, в то время его невеста, впервые появляются вместе в его грубом переосмыслении Рембрандта, Автопортрет с Шарлоттой Беренд-Коринт (1902),
Беренд в роли Саскии выглядит тихой и спокойной на фоне алкогольного веселья Коринфа/Рембрандта.
Ловис Коринт (1858-1925), Вакханка и Бахус,(1908)
Веселье вакханки (1908 г.) - еще один автопортрет с женой, явно наслаждающейся своим диким образом жизни вероятно, на праздновании дня рождения.
Есть еще серия портретов загадочной жены Пьера Бонар - Мелиньи.
Именно Пьер Боннар был самым навязчивым. Вскоре после знакомства с Мартой де Мелиньи супруги стали жить вместе.
Посмотрите, какой откровенный портрет. Пьер Боннар (1867-1947), Женщина, дремлющая в постели («Лень»)
Марта расслабленно лежит на двуспальной кровати, правая рука закинута за шею, а левая под грудью. Одеяло лежит у изножья кровати, оно и простыня смяты там, где пара лежала вместе. Художник дает знать о себе струйками голубого дыма из трубки, которые разлетаются по краям картины.
Марта была одержима им. Она принимала длительные ванны, и Боннар нарисовал ее раздевание, купание. Здесь, в 1908 году, она «Ванной» (Гардеробная с розовым диваном).
«Обнаженная в ванне» (ок. 1938-1941) - кульминация изменений, происшедших в живописи Боннара в межвоенные годы.
Форма ванны повторяет форму Марты, изгибаясь вокруг ее ног в своей асимметрии.
Мерцающие узоры пола и занавески абсолютно декоративны и вносят тревожный элемент. Рядом с ванной пес Марты смотрит на зрителя, словно зная, к чему все идет.
26 января 1942 года Марта Боннар умерла на своей вилле в Ле-Канне. Пьер был опустошен.
Амедео Модильяни (1884-1920), Портрет Жанны Эбютерн (1919), Художественный музей Охара, Курасики, Япония.
Этот поздний «Портрет Жанны Эбютерн» - один из последних портретов его гражданской жены, сделанных Амедео Модильяни.
Ее родители были консервативными католиками, которых по понятным причинам очень беспокоила репутация крайне богемный образ жизни Амадео.
Художник в письменной форме обязался жениться на Эбютерн, но ее родители сопротивлялись, и случилась большая беда.
Модильяни вскоре умер от туберкулезного менингита.
Жанна Эбютерн была в отчаянии: их дочери едва исполнился год, а она снова была беременна. Через два дня после смерти Модильяни она выбросилась из окна пятого этажа и умерла вместе со своим нерожденным ребенком.