Памятник на могиле Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез работы Джейкоба Эпстайна оброс множеством историй. И каждая очень интересная.
Сначала отметим, что могилу Уайльда ежегодно навещают тысячи посетителей.
И сложилась традиция, по которой посетители, накрасив губы помадой, целовали его.
Постоянные процедуры по очистке камня от губной помады привели к тому, что камень стал более пористым, из-за чего его становилось еще сложнее очистить, и его поверхность повреждалась сильнее и сильнее.
В 2011 году вокруг памятника был установлен стеклянный барьер, чтобы защитить его от поцелуев.
Да, памятник создал Эпштейн, но не всем он понравился, сторонники хотели, чтобы надгробие изображало героев из произведений Уайльда, таких как "Молодой король", ну и с гомоэротикой с фигурами несчастных греческих юношей.
То, что вы видите здесь - второй вариант Эпштейна, первый раскритиковали за слишком сексуализированное изображение.
Тем не менее, Эпштейн сохранил некоторых сторонников Уайльда, и реализовал с их материальной поддержкой этот вариант.
Однажды вечером Эпштейн пришел на кладбище и обнаружил, что яички на статуе покрыты штукатуркой, поскольку размер яичек посчитали необычным.
Бронзовая табличка, похожая на форму бабочки, "украшала" место, где должны бвли быть яички, и в таком виде памятник был открыт в начале августа 1914 года оккультистом и поэтом Алистером Кроули.
Эпштейн был взбешен.
Он отказался присутствовать на открытии.
Несколько недель спустя Алистер Кроули подошел к Эпштейну в кафе в Париже, и на его шее была бронзовая бабочка-он сообщил Эпштейну, что его работа теперь в первозданном виде.
А потом яички были украдены каким-то вандалом в 1961 г. Говорят, что управляющий кладбищем использовал их в качестве пресс-папье.
И сейчас они отсутствуют.
В 2000 году Леон Джонсон, мультимедийный художник, установил серебряный протез, заменив их.
А все эти поцелуи гробницы вызывают разнообразную реакцию сторонников Оскара Уайльда.
Внук Уайльда Мерлин Холланд сказал по этому поводу, что "Бездумные вульгарные люди навсегда испортили гробницу".
Продюсер Марк Овертон, который рассматривает Уайльда как личного героя, сказал, что нашел поцелуи губной помады отвратительными.
С другой стороны, историк архитектуры Лиза Мари назвала это актом преданности и "подходящим памятником великому декаденту и эстету".
Через два года после возведения барьера Стивен Фрай упомянул практику поцелуя могилы Оскара Уайльда:
"Вот этот человек, который верил, что его имя будет ядовитым для будущих поколений.
Сотни лет его не читали.
Он не хотел ничего, кроме извращений. Полное отвращение к обществу, которое не выносило таких людей, как он ...
Его могилу пришлось реставрировать, потому что полированный камень ее поверхности проржавел от поцелуев. Тысячи и тысячи". ....
Так что это за обряд поцелуя? Дань уважения или вандализм?