В дремучие темные времена, которые мы называем Средневековье, мир смотрелся в зеркало с опаской и некоторым мистическим страхом.))) А церковь подогревал негативное отношение. Она призывала относиться к зеркалу, как к атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести (подумать только!) к безумию. Церковь однозначно причисляла и зеркало, и его обладателя к нечистой силе, а людей, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве.
Джованни Беллини «Четыре аллегории»
Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.
Ну, а женщина, смотрящаяся в зеркало - это вообще, средоточие порока. Такая по определению добродетельной быть не может. Впрочем, она считалась порочной всегда. Вот этом вирелае 15-го века описывается женщина, которая выглядит кокетливой, изысканной и немного смешной. «Я, я, я прекрасна?»
«Мне кажется, на мой взгляд,
Что у меня красивый лоб и милое лицо
И алый рот;
Скажи мне, зеркало, красивая ли я».
Женское кокетство высмеивается, осуждается и признается преступным и опасным во многих средневековых произведениях.
В искусстве зеркало стало символом, который легко понимали люди Средневековья.
Вот Беллини.
Он изобразил мудрую девушку, которая отворачивается от зеркала, ибо из него смотрит дьявол (Джованни Беллини. «Благоразумие или Суета»).
В творчестве Ганса Бальдунга Грина «Аллегория и смерти, и красоты» показана скоротечность времени: женщина с зеркалом в обществе Смерти. И опять же, зеркало - сплошной негатив.
Одно из самых известных изображений зеркала как символа можно увидеть на картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Зеркало здесь - это Всевидящее око Бога, перед которым клянутся в верности герои картины.