Мир Веласкеса - это мир постоянного переживания проблем, влияющих на живопись.
И он создает великую живопись, в которой рисунок, композиция, цвет, выражение пространства и света работают без границ, а это делает Веласкеса художником, который не может быть расположен в координатах только своего времени.
Он во все времена велик.
Не удивительно, что Пикассо нарисовал 44 работы по Веласкесу. Точнее, по его Менинам.
Это важный момент.
Менины. Персонажи в изображении, персонажи двора, где почти что каждый ничего не представляет.
Но художник вводит нас в картину, и возникает эффект вопроса: посмотрим? что скрывается за тканью?
Великолепная картина - это ловушка взглядов, ловушка, которая пытается поймать зрителя, отдавшего ей все свое внимание.
А на картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.
Но не только - ещё и её свиту. И карлика - ужас-ужас, он ведь никто. Это возмутительно! Но Веласкесу было можно.
Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес.
Рядом с семьей короля он изобразил себя.
Веласкес был честолюбив.
Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.
И вот мы подходим к одному интересному моменту.
Есть вопрос, который я предлагаю вам сегодня, и я надеюсь, что каждый из вас может найти какой-то возможный ответ:
Дата создания Менин где-то между 1657 - 1658 г, дата, которая приближает нас к концу жизни Веласкеса.
На автопортрете Веласкеса в «Менинах» он носит Апостольский крест поверх халата с острыми как бритва рукавами, который мы видим на нем.
В том, что он нарисовал первично, креста на груди не могло быть по той простой причине, что в то время он еще не был кавалером Ордена Сантьяго.
Он стал кавалером примерно полтора - два года спустя ….
Веласкес умер в 1660 году, и легенда гласит, что после его смерти пришел сам король, с тонкой местью, чтобы нарисовать этот крест на его груди.
И Лакан эту легенду поддерживает.
Он принимает ее всерьёз и говорит: Веласкес продемонстрировал королю, написав эту картину, что этот великий мир управляется призраком, - видите размытое изображение в зеркале?
Это король с королевой.
Они призрачны и неприятны. Отсюда и месть короля.
Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655-1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Сравните с другими портретами тоже кисти Веласкеса.
Точно, в зеркале отразились они.
Так кто нарисовал крест, кто завершил картину? Король? И если - да, то месть ли это? Или, наоборот - признание величия художника?
Я оставляю вас с этой загадкой.