«Галантный разговор», известный как «Отцовское увещевание», около 1654 г., Герард Терборх Младший (фрагмент)
Попробуйте прочитать (разгадать) этот сюжет.
Полагаю, без объяснений, только на основе картины, это будет непросто.
Но … попробуйте. Полностью она сразу под катом.
Вообще, сейчас много говорят про то, что нынешняя молодежь не знает ни советских мемов, ни советской культуры.
Вспомнил скажем кто-то крылатую шутку из бриллиантовой руки, ждет реакции, а зумеры только глазками хлопают и переглядываются. О, пенсионер наш уже заговариваться начал.
Сама проблема стара как мир.
Сплошь и рядом культура вчерашнего дня ускользает от понимания людей дня нынешнего. И если они ее если понимают, то не так.
Эта картина - верее, ее трактовка - очень яркий пример того, как быстро перестают понимать тонкости передачи уходящей культуры.
Голландец Терборх написал ее в XVII в..
На протяжении более двухсот лет она была известна как “Родительское наставление”.
Вроде отец увещевает дочь хранить невинность до свадьбы, а мать кивает - да, да, да, будь невинна!
Но возникают вопросы - посмотрите внимательно!
Почему ведя такой серьезный разговор, “отец” залихватски закинул ногу на ногу?
Почему он настолько моложе матери?
Почему он одет как военный?
И вот эта кровать на заднем плане - к чему она?
А эта пожилая дама, типа мать - почему она с бокалом и пьёт вино при таком «нравоучительном» разговоре?
И только в XX в. искусствоведы признали, что эта сцена из жизни борделя.
«Отец» - клиент, военный.
«Мать» - это мадам.
А «дочь» - проститутка, с которой клиент торгуется. Предлагаю вот столько - по рукам, или я пошел.
Есть еще одна версия, и также множество копий и переделок того же периода - учеников Терборха.
Иоганн Георг Вилле. Отеческое наставление. 1765. Государственные музеи Берлина. Гравюрный кабинет.
В конце 18 - начале 19 века, когда названия произведений искусства, которые были нам знакомы сегодня, стали обычным явлением, например, массовое распространение недорогих репродукций в эстампах, салонах и т. д.
Это связано с популяризацией изо, ростом публичных выставок и открытием музеев.
Почти нет сомнений в том, что такая новая форма оценки искусства требовала краткого и ясного названия.
И опять картина Терборха - очень характерный пример.
Название «Отцовское увещевание» было впервые дано, когда оригинал был напечатан немецким гравером Вилле.
Поскольку гравюра была выставлена в Салоне в Париже в 1767 году и приобрела большую популярность, название приклеилось и к оригиналу, и он стал знаменитым.
И нравственность была соблюдена.
Вопреки вопиющему несоответствию названия и темы.
Два слова о красоте картины: здесь просто очарование белого атласа.
У Терборха проститутка, спина проститутки говорит о такой закрытости ситуации, но, с другой стороны, спина в белом атласе видна прежде всего. Сияние атласа - шарм, притягивающий взгляды людей. Даже потемневший лак не слишком гасит этот чудный блеск.