Просканируем Давида: тайна портрета французской элиты

Sep 02, 2021 20:00




Все знают Жака-Луи Давида - создателя стиля революционного неоклассицизма. Его «Смерть Марата», «Клятва Горациев», конный портрет обожаемого им Наполеона. Всё в стиле, все сурово и революционно-романтично. Но есть у него картина - знаменитый двойной портрет выдающихся химиков - это я про чету Лавуазье. Так вот, на нее решили посмотреть под рентгеновскими лучами.
Как видите, и Давид не избежал участи безжалостного изучения 😊.




И вот что историки обнаружили под рентгеном: этот портрет химиков, которые выглядели гламурными любителями роскоши, но не прогрессивной и научно мыслящей парой. А картину именно так и описывают: «Мыслящая пара, рожденная в эпоху Просвещения».

Ведь Жак Луи Давид в 1788 их так и написал: со строгостью и величием.

Они произвели революцию в области химии, идентифицировав и назвав кислород, открыв состав воды и создав современную систему номенклатуры химических веществ.



Жак-Луи Давид, Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) и Мари-Анн Лавуазье (1758-1836), 1788. Метрополитен-музей. B - Инфракрасная рефлектограмма (IRR)

Но обширный трехлетний анализ картины, проведенный в Метрополитен-музее, где находится эта работа, выявил оригинальную композицию работы - и это, возможно, менее лестная в интеллектуальном плане картина.

Первоначально Мари-Энн была одета в массивную шляпу с перьями, ярко украшенную лентами и искусственными цветами, в отличие от ее элегантно скромного наряда в финальной работе, а стол, задрапированный красной скатертью, раньше был украшен дорогой позолотой.

И лабораторное оборудование, выставленное наверху стола, которое служит эмблемой научного мастерства Лавуазье, было добавлено позже.

Такая трактовка подмалёвка не случайна: красавчик-химик Лавуазье был сборщиком налогов.

И построил, как теперь говорят, позорную стену вокруг Парижа, дабы никто не просочился, не заплатив пошлину за въезд. Французам идея стены не понравилась))).

Как видите, политики строили стены-препятствия, строят, и, наверно, будут строить))). (Это так, к слову).



Вернемся к результатам исследования картины.

Подмалёвок, выявленный с помощью инфракрасной рефлектографии и макро-рентгеновской флуоресценции, показывает химиков «как богатых сборщиков налогов и потребителей модной роскоши, а не как прогрессивную и научно мыслящую пару, которая определяет портрет сегодня», - говорится в заявлении Met.

Met начал свой анализ в 2019 году после того, как реставратор Дороти Махон заметила неровности под поверхностью картины при удалении слоя лака.



А теперь еще интересное: «С исторической точки зрения, эти откровения дают решающее представление о том, как Давид пришел к этой вехе европейской портретной живописи, не сразу, а в переосмыслении портретных типов, которые были впервые созданы женщинами-портретистами, такими как Аделаида Лабиль-Гьярд и Элизабет Луиза Виже Лебрен в 1780-х», - добавила Пуллинз.

Проще говоря, историк считает, что на тот момент Давид был вторичен и находился под влиянием дам-художниц.

Статья

Антуан Лоран Лавуазье

история. искусство, реставрация

Previous post Next post
Up