Сад земных наслаждений - одна из самых известных и загадочных картин Босха в истории искусства. Стала ли она отправной точкой для сюрреалистов?
Из всех работ Босха нет вещи более захватывающей, чем «Сад земных наслаждений».
Возможно, вам неизвестно - но первоначальное название картины никто не знает.
Это тревожит.
«Сад» настолько загадочен, но есть еще один момент. Это замечательная современная свобода, с которой его визуальное повествование избегает традиционной иконографии.
Картины Босха фантастичны в самом буквальном смысле этого слова.
И да, он очаровывал и вдохновлял художников на протяжении нескольких сотен лет.
Именно потому, что Босх был явно уникальным и дальновидным художником, его влияние не распространилось так широко, как влияние других его крупных современных художников.
Однако итальянский придворный художник Джузеппе Арчимбольдо (ок. 1527-1593) попал под влияние таинственного символизма Босха.
Он не создавал адских пейзажей, но написал массу странных и «фантастических» растительных портретов.
Эти странные портреты перекликаютя с мотивом Босха, который отказался в «Саде земных наслаждение» от строгих и верных представлений о природе.
Ну, вот. А в начале 20 века работы Босха возродились.
Увлечение ранних сюрреалистов пейзажами снов, свободная связь с бессознательным вызвали новый интерес к творчеству Босха.
Жоана Миро и Сальвадора Дали вспомнили?
Оба знали его картины не понаслышке. Оба считали его наставником.
В бурных и гротескных фантазиях Босха есть что-то странно современное.
Неудивительно, что его апелляция к современному вкусу сильна.
Помимо буйства фантазии и того элемента гротеска, который заставил сюрреалистов провозгласить Босха своим предшественником, завораживающая красота его подлинных работ во многом проистекает из его сияющего цвета и превосходной техники, которая была гораздо более плавной и живописной, чем у большинства его современников.
И кстати, Босх был выдающимся рисовальщиком, одним из первых, кто делал рисунки как самостоятельные произведения.
Вот Миро со своим «химерным бестиарием».
Ну что тут говорить - легко найти много общего с Садом земных наслаждений.
Стилизованные формы на заднем плане картины Босха, кажется, вдохновили формы растений слева от картины Миро. У обоих появляется одна и та же стая птиц.
Справа на переднем плане каждой картины бассейн, из которого появляются существа.
У Босха это твари, а у Миро существа вокруг пруда - современная последовательность эволюции.
Левая панель триптиха «Сад земных наслаждений» , Иероним Босх, ок. 1490-1500, Музей Прадо; и Лик великого мастурбатора, Сальвадор Дали, 1929, через Музей королевы Софии
Дали, один из величайших художников-сюрреалистов, вполне мог назвать себя «анти-Босхом». И все же историкам искусства трудно не признать какое-то родство в сюрреалистическом мире обоих художников.
В знаменитом полотне Дали «Великий мастурбатор» необычное горное образование, напоминающее лицо, похоже, навеяно аналогичной формой на левой панели «Сада земных наслаждений».