В начале июля 1789 года жители предместья Сен-Антуан на востоке Парижа услышали рёв заключенного из окна Бастилии.
«Охранники убивают заключенных», - орал он в самодельный рупор, призывая людей прийти и освободить его.
Это привлекал к себе внимание Донасьен Альфонс Франсуа, известный как маркиз де Сад.
Де Сада заключили в Бастилию по доносу его тёщи. За «преувеличенное развратное поведение».
В апреле 1789 года около Бастилии стали происходить беспорядки, усилившиеся к июню.
Начальник тюрьмы сократил ежедневные прогулки заключённых. Маркиз де Сад был очень недоволен.
Начальнику тюрьмы это очень не понравилось и, чтобы не было неприятностей, он отправил де Сада в Шаратон, в психушку.
Перед отправкой, маркизу удалось спрятать свой последний роман «120 дней Содома» - почти 12 метров рукописи, повествующей о вымышленных актах чрезвычайной развращенности, написанной за четыре года, которые он провел в Бастилии.
Когда крепость пала менее чем через две недели, Сад решил, что работа потеряна.
По его словам, он «плакал кровавыми слезами».
Когда революционеры ворвались в Бастилию, они обнаружили там роман де Сада с описанием сцен сексуального насилия.
У этого произведения своя судьба.
Очень интересная.
Рукопись сначала продали французскому дворянину, а в 20 веке она попала в руки немецкого психиатра Ивана Блоха, затем коллекционерам и покровителям произведений искусства Шарлю и Мари-Лор де Ноай.
Потом ее украли в 1980-х, а в 2014 году рукопись была приобретена Жераром Лерьерье от имени своего необычного инвестиционного фонда Aristophil, чей «капитал» состоял из литературных и исторических рукописей и автографов.
Недавно эту рукопись продали за 10 миллионов долларов.
Почему французское государство приобрело то, что сам автор назвал «самой нечистой историей, которая когда-либо рассказывалась с момента зарождения мира»?
В объявлении о покупке книга описывается как «настоящий памятник»: спустя более 230 лет после того, как Сад составил свой отчет о сложных, жестоких и причудливых мучениях, он прочно вошел в ряды французского культурного истеблишмента.
Рукопись признана «национальным достоянием» в 2017 году и запрещена к продаже за рубеж.
Почему он так известен сегодня? На этот вопрос отвечали многие, очень многие, говоря о философии маркиза.
Но вот интересно:
Признанию де Сада очень поспособствовали сюрреалисты.
Их интерпретации и интерполяции работ Сада в первые десятилетия 20-го века в литературе и изобразительном искусстве привлекли к нему большее глобальное внимание. «Сад - сюрреалист в садизме», - заявил Андре Бретон в своем «Манифесте сюрреализма» (1924). И с работами и манифестом Бретона купили и произведение маркиза.
Так «120 дней Содома» приобрели респектабельность и стали объектом как материального, так и нематериального культурного наследия
Для сюрреалистов Сад - полная художественная свобода.
У них не было достоверных современных портретов, и они рисовали по рассказам очевидцев. Вот, посмотрите Портрет Сада Ман Рэя 1938 г.
Он основан на рисунке, который сопровождал новое издание журнала 120 Days.
Здесь стареющий, плотно сложенный Сад перекликается с описанием его «полноты» от Шарля Нодье.
В рукописи говорится: «Огромное ожирение до некоторой степени ограничивало его движения… В его усталых глазах, однако, сохранялось что-то яркое и лихорадочное, которое время от времени оживало, как искра, гаснувшая на погасшем угле».
Ман Рэей нарисовал Сада, смотрящего на пламя Бастилии, оплакивая предполагаемую потерю своей рукописи.
БИО.
Интернет изобилует пересказами безумной и отвратительной жизни де Сада.
Поэтому напишу очень кратко - при желании всё легко гуглится.
Его обвиняют в умышленном отравлении проститутки, которой он насильно накормил таблетками афродизиака.
Он признан виновным и приговорен к смертной казни.
В конце концов он сбегает из тюрьмы, пока его, наконец, не останавливают и бросают обратно в ряд тюрем: Венсен, Бастилию и Шарантон.
И де Сад начинает писать, чтобы побороть скуку.
В конце концов он был освобожден из тюрьмы в 1790 году из-за революции.
Оба его сына уезжают из страны, а жена разводится из-за его склонности к домашнему насилию.
Его земли на юге Франции были разграблены, поэтому маркиз оказался без гроша в кармане.
Он пытается поставить свои пьесы, чтобы заработать на жизнь.
Он был приговорен к смертной казни еще раз в 1793 году, но снова избежал гильотины из-за административной ошибки.
Опять арестован в 1801 году из-за его возмутительных литературных произведений, часто содержащих порнографические отрывки, и отправлен в психиатрическую больницу в Шарантоне по приказу совета.
Хотя он был в полной ясности и продолжал протестовать против этого решения, он оставался в этом учреждении до своей смерти в 1814 году.
30 лет своей жизни он провел в тюрьме.