В Кракове, в старом центре города, проходила выставка Здзислава Бексиньского. Как все его выставки - с большим успехом. Экспозиция была подана замечательно.
Представьте себе, что вы вошли в помещение и оказались в полной темное. Вас окружает чернота и вы не видите интерьера.
Пол, потолок, стены - все утопает во мраке, но с невидимых стен на вас обрушиваются светящиеся и огромные окна с жуткими событиями.
Они сияют тем светом, что не рассеивает мрак!
Они, и только они, приковывают внимание.
Это как нельзя лучше подходит творчеству Здислава Бексиньского.
Однажды он сам сказал, что хочет чтобы его картины были похожи на фотографии снов и, кажется, он этого достиг.
Только непонятно, как жить, если ночами погружаться в такие сны.
Впрочем, Бакинский - трагическая фигура, я об этом уже писала.
Вкратце вот, повторю:
В поздние 90-е, ставшие самым тяжёлым периодом в жизни художника, он пережил крушение семьи.
Его жена, София, умерла в 1998, а год спустя, на рождественский сочельник 1999 года, покончил жизнь самоубийством сын Томаш (популярный ведущий на радио, музыкальный журналист и кинопереводчик). Его тело нашёл сам Здзислав Бексиньский.
Бексински не смог примириться со смертью сына и хранил конверт «для Томека в случае, если я протяну ноги» прикреплённым к стене.
22 февраля 2005 года художник был найден мёртвым в своей квартире.
На теле Бексинского было обнаружено 17 колотых ран, две из которых были смертельными.
Вскоре после этого были арестованы несовершеннолетний сын коменданта дома, который позднее был признан виновным - незадолго до смерти Бексински отказался дать денег в долг этому наркоману.
Но вернемся к его творчеству.
Его первые картины относились к абстрактному искусству, но в 60-х он всё более склонялся к сюрреализму.
Период 1970-х Бексински назвал «фантастическим», он продолжался вплоть до поздних 80-х.
Тогда он создавал свои самые знаменитые впечатляющие образы, изображающие сюрреалистические, постапокалиптические картины сцен смерти, распада, пейзажи со множеством скелетов, искажённых тел, пустынь.
Картины часто велики, и с маниакальным вниманием к деталям.
Несмотря на мрачное исполнение, Бексински считал, что его работы недопоняты, так как ему они казались оптимистичными и даже забавными.
Практически все выставки Бексинского проходили с успехом. Престижная варшавская выставка в 1964 году считается его первым серьёзным успехом, так как все выставлявшиеся картины были проданы. И началось торжественное шествие его успеха, которое не закончилось со смертью художника.