«Женщинами-художниками пренебрегали - настало время их показать».
Мы ждем выставку «Музы Монпарнаса» - откроется 15 июля в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX в, филиале Пушкинского музея (ГМИИ).
Она посвящена женщинам-легендам Монпарнаса. С творчеством многих художниц вы знакомы.
И есть те, кого редко можно увидеть даже в многочисленных пабликах, посвященных женскому творчеству.
Покажу несколько, чтобы поняли: вас ждут чудесные открытия.
Если вы не в Москве, следите за освещением выставки - увидите много нового и прекрасного.
Будут представлены более 50 картин, ядром проекта станут работы художниц Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен и Тамары Лемпицкой.
Также в экспозиции около 100 рисунков, 20 скульптур и 20 произведений прикладного искусства, художественные фотографии ….
Репродукцией работы Жаклин Марваль украсил музей своё объявление, вот она:
С Марваль и начнём, хоть я о ней писала раньше.
Немного о биографии:
Жаклин выходит замуж, но потеря шестимесячного ребенка станет главным поворотным моментом.
Возможно, было что-то еще, глубоко разочаровавшее её, и Жаклин оказывается от семейной жизни. Она бросает мужа и начинает обеспечивать себя сама.
Креативность сформировала ей определенную репутацию мастерицы жилетов и вышивальщицы. А в свободное время она бралась за кисть.
Друзья рассказывали, что она использовала простыни, когда кончались холсты.
В 1901 году она выставила десять картин в «Салоне независимых», который проходил на «Универсальной выставке» в Париже. Все её полотна купил Амбруаз Воллар.
Он будет покупать и продавать работы Жаклин Марваль около десяти лет, а потом на смену придет Эжен Дрюэ и Берта Вайль.
Но есть у нее одна вещь, которая признана шедевром - «Одалиски» (1902-1903)
Именно в Салоне Независимых Жаклин Марваль демонстрирует свой шедевр, а сегодня он в Музее Гренобля.
Марваль замечают! Еще бы: она показывает большую авангардистскую, специфичную картину - это сцена публичного дома, и, о ужас, художник - женщина, которая имела наглость изобразить себя проституткой на полотне.
Аполлинер, Матисс, Эли Фор признают картину, которая станет знаковым полотном Жаклин Марваль.
Жюль Фландрен портрет Жаклин Марваль
«На выставке мы хотели собрать галерею наиболее ярких образов тех, кто в 1900-1940 отстаивал роль женщин в искусстве, и показали их в самом насыщенном центре притяжения того времени - Монпарнасе, районе Парижа. Именно в это время и в этом месте, в спорах и соперничестве, из-за насмешек и недоразумений постепенно формировались основы нашего привычного отношения к женщинам в искусстве», - говорит Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Ромен Брукс. Автопортрет 1914 год, Смитсоновский музей
Ей нравились мужские костюмы. Она предстает в образе денди на этом своем знаменитом автопортрете. И женский образ вдруг приобрел дразнящий привкус андрогинизма ….
Вера Пагава. 1907-1988. Женщина с маской. Около 1937.
Французская художница грузинского происхождения, принадлежащая к Парижской школе.
Вера родилась в столице Грузии, в Тифлисе.
С титулом княжны, - она из мингрельского княжеского рода Пагава.
Отец девушки служил адвокатом, мать работала педагогом.
В 1920 вместе с семьей девушка приехала в Швейцарию для поправки здоровья брата.
После установления советской власти в Грузии семья решает не возвращаться на родину.
И в 1923 семья Пагавы переезжает в Париж.
Мария Васильева.1884-1957. Крыши. 1915. Собрание Владимира Царенкова, Лондон
Они стали музами в определенном контексте художественной жизни Монпарнаса.
И, как правило, пренебрегали традиционным устоям общества.
Это была свобода. Свобода для женщин.
Вряд ли этим восхищались стоящие рядом мужчины, даже друзья.
Но сегодня мы восхищаемся ими и понимаем, что мир искусства был бы на-амного беднее без них.
И многие историки считают, что историю искусства необходимо переписать.