Гюстав Курбе возмущал общественность. Он сам и его творчество. Оно и сейчас возмущает многих. Однако все признают его большой талант. Сам Курбе тоже не сомневался в свой гениальности. Он завладевал всеобщим вниманием, был шумен, категоричен в суждениях и чрезвычайно падок на лесть. Если Курбе не хвалили, он громогласно делал это сам. Он нарисовал огромное количество автопортретов.
Противиться его обаянию было сложно.
Курбе любили многие. Сам он очень любил женщин.
А его работы регулярно вызывали в Салоне скандал.
«Похороны в Орнане» довели до падучей критиков - они писали, что нарушены все принципы живописи. Интересно, что было бы, если оживить одного из них и показать современное искусство. Наверно, сразу же умер бы во второй раз - от шока 😊
Еще одна милая картина - «Девушки, отдыхающие на берегу Сены», вызвала очередной дикий скандал в Салоне 1857-го.
Изображение Курбе … вполне поддается уничижительному прочтению в рамках кодексов, определяющих женские приличия 19 века.
«Ясно, что Курбе ничего не понимает в женщинах», - писал Шампфлери Максу Бушону со ссылкой на «Девушки с Сены».
Ничего не понимает? Ха-ха. Это эти надутые индюки ничего не понимали.
Критиков возмутили позы, которые можно было интерпретировать как соблазнительные, еще и правила запрещало женщинам сбрасывать любую часть своей сложной одежды.
Фигура на переднем плане явно одета в нижнее белье, каким бы красивым оно ни было.
Кубе сам был в восторге от этой картины, но, должно быть, подозревал, что она вызовет бурю негодования в Салоне. Само использование термина «красавки» в названии снова было преднамеренной провокацией; эти женщины далеки от настоящих молодых леди. Открытая сексуальность картины бесила.
Но и это еще не все. Вот Спящие.
Судьба «Спящих» практически идентичная участи «Происхождения мира» - другой скандальной картины автора.
Написанная в тот же год для того же заказчика - турецкого дипломата Халила Паши, эта картина также была запрещена к показу до 1988 года.
Единственный раз, когда еще при жизни Курбе в 1872 году оказалась осуществлена попытка выставить «Спящих», все закончилось составлением полицейского отчета. Еще одна связующая нить «Спящих» и «Происхождения мира» - натурщица.
В одной из героинь узнали Джоанну Хифернан, любимую модель Курбе и любовницу его ученика Джеймса Уистлера.
Считается, что Курбе написал эту работу под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера из цикла «Цветы зла» «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)», в котором рассказывается о двух лесбиянках.
У произведения есть два альтернативных названия - «Подруги» и «Лень и сладострастие», однако последнее, создающее негативный аллегорический подтекст, едва ли отражает идею такого последовательного реалиста, как Курбе.
Знакомые с картиной представители буржуазной парижской публики негодовали. Например, в уничижительном ключе о ней, как и о самом художнике, отозвался в своей статье драматург и прозаик Александр Дюма-сын.
Тем не менее, несмотря на всю свою противоречивость, работа со временем была признана хорошим образцом реалистического эротизма в искусстве, а также вдохновила многих художников на разработку сюжетов, связанных с лесбийскими парами, которые до этого долгое время были абсолютным табу в те времна.
Прекрасная ирландка (Портрет Джо). Гюстав Курбе, 1865
Ее он увел у своего коллеги и приятеля Джеймса Уистлера.
После серии скандалов Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников.
Его кредо: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами».