В самом конце 19 века в Салон хлынула волна картин, изображающих Истину как обнаженную женщину, поднимающейся из колодца. Они пришли из ниоткуда, были популярны около десяти лет, а затем интерес к ним исчез.
Но если оглянуться на 200-300 лет назад, в пору расцвета аллегорий, можно увидеть множество картин Истины в других обличьях.
Однако вряд ли кто-нибудь тогда изображал ее обнаженной и поднимающейся из колодца.
Обычно увлеченность темой объясняют делом Дрейфуса, которое разъедало политику во Франции между 1894 и 1906 годами.
Альфред Дрейфус был осужден за государственную измену в декабре 1894 года за передачу французских военных секретов Германии и был заключен в печально известную исправительную колонию «Остров Дьявола» во Французской Гвиане, из которой немногие возвращались живыми, а если кто и возвращался, то насквозь больным и обреченным.
Дальнейшее расследование в 1896 г выявило другого армейского офицера.
Однако новые доказательства скрыли.
Были предприняты неуклюжие попытки обвинить Дрейфуса в дополнительных преступлениях.
Франция разделилась в поддержке Дрейфуса, и Эмиль Золя опубликовал свою печально известную статью J'accuse! в 1898 году, в результате чего он был фактически выслан в Великобританию на год.
Хотя дело Дрейфуса было связано с истиной и ее сокрытием, оно не имело ничего общего с обнаженными женщинами, вылезающими из колодцев.
Жан-Леон Жером, 1824 г. - 1904 г.
Истина, исходящая из ее колодца
А «Истина» Жерома вряд ли была связана с делом Дрейфуса.
В этой странной, захватывающей картине смысл повествования Жерома неоднозначен.
На денотативном уровне полотно - дословный перевод высказывания греческого философа Демокрита: «Истина лежит на дне колодца».
Однако директор национального музея Эжена Делакруа Доминик де Фон-Рео предположил, что Истина олицетворяет превосходство его реалистического стиля и его стремление к точности в живописи.
Это правда, что работа не была встречена с такой помпой, как некоторые из ранних работ Жерома.
Тем не менее, она остается актуальной сегодня как как символ женского гнева.
Эдуард Деба-Понсан (1847-1913), Nec mergitur, или Правда, выходящая из колодца (1898)
Поль-Жак-Эме Бодри (1828-1886), Истина (около 1879)
Люк-Оливье Мерсон, Истина, 1901
Аннибале Карраччи (1560-1609), Аллегория истины и времени (1584)
Интересно, что первое зарегистрированное появление фразы «голая правда» произошло через год после картины Карраччи (1585).
Все это очень далеко от дела Дрефуса, за исключением, пожалуй, сообщения о том, что все хорошо, что хорошо кончается.
И то, что со временем правда откроется.
Жюль Лефевр (1834-1912), Правда (1870)