На бутылке виски, воровство и возвращение в Эрмитаж: история похищенной картины

May 16, 2021 14:00




Остаётся тайной - кто среди бела дня вынес из Эрмитажа (!) такую большую картину? Она, конечно, не шедевр, но очень хороша. Да и материальная ценность полотна зашкаливает. Читайте ….

У картины Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» несчастливая судьба. Украденная из самого Эрмитажа нашими современниками, изуродованная, она проходила долгую процедуру восстановления.


Находясь под впечатлением от поездок по Ближнему Востоку, Жан-Леон Жером решил написать именно сцену в гареме, когда темнокожая служанка предлагает кальяны двум белым наложницам султана у бассейна в турецкой бане.
Жером как представитель европейского живописного искусства уделял большое внимание изображению женской наготы и вообще красоте человеческого тела, что противоречило исламским традициям, и свидетелем  сцены художник не был, да и не мог стать.

В 1875 году будущий император Александр III сделал заказ на эту картину для своей личной коллекции.

На бутылке виски



Через три года после написания картина использовал производитель виски для рекламного плаката. Вызывающие образы, по их мнению, должны были привлечь внимание к выпускаемой продукции.

Картина некоторое время хранилась в Аничковом дворце, однако после в 1918 года ее передали в Эрмитаж. Именно здесь с картиной произошло настоящее несчастье.

22 марта 2001 года «Бассейн в гареме» безжалостно вырезали из рамы.

После обнаружения пропажи Эрмитаж был перекрыт, посетителей внутри тщательно досматривали, но было уже поздно...



Потом выяснилось, что зал был закрыт для посещения из-за отсутствия необходимого числа смотрителей, но вор легко обошел преграждающий шнурок, а съемка на камерах наблюдения оказалась слишком плохого качества.

Вору удалось вынести большое полотно размером 73,5x62 см.

Зато однозначно установлено, что похититель явно обладал нужными навыками и твердой рукой, поскольку вырезал полотно очень аккуратно.

По всем телеканалам прошли сюжеты о краже, демонстрировали картину.

Еще бы! Ведь ее страховая стоимость на 1995 год составляла ни много ни мало 1 млн $! Увы, но даже такая шумиха в прессе ничем не смогла помочь, следствие тоже явно буксовало...

История возвращения картины удивительна.
В конце 2006 года в приемную КПРФ позвонил неизвестный, сообщив что верит только коммунистам и хочет передать нечто ценное.
Геннадий Зюганов рассказывал, как ему позвонил неизвестный и сказал, что хочет передать полотно именно в КПРФ. После того как коммунисты стали собирать информацию о картине, выяснилось, что это может быть «Бассейн в гареме».
Как полотно передали - остается тайной, но вот оно! В целлофановом пакете был «Бассейн в гареме», сложенный и с прорывами на потертостях!

Шокированные эксперты Росохранкультуры провели несколько экспертиз и установили, что куски полотна являются подлинниками.



Специалисты и реставраторы много трудились над восстановлением холста, осыпавшейся краски и деформациями. Ниточки в местах прорыва буквально сплетались заново под микроскопом, за рабочий день удавалось состыковать не более 1 см! Сплетались заново и остатки картины в раме с вырезанным полотном. Потерю живописи восполняли максимально аккуратно.

И, наконец, 7 декабря 2009 года публике был продемонстрирован «Бассейн в гареме» после реставрации.



P.S. Вора ищут до сих пор.

преступления в мире искусства

Previous post Next post
Up