Искусство - бесценное свидетельство истории. Даже картины на тему легенд несут в себе информацию об эпохе, в которой творил художник. Но есть вещи, непосредственно говорящие о том, что происходило в те далекие времена. Правда, они почти всегда полны загадок. Вот и в этом произведении, автор которой знаменитый Форд Мэдокс Браун (1821-1893), их много. Браун работал в стиле прерафаэлитов, но был от их независим.
Море обсуждений вызывает его незаконченная работа «Возьмите своего сына, сэр!».
Мы, конечно, знаем, кто нарисованная женщина. Но почему она так странно выглядит?
Почему и зачем держит младенца таким способом?
Она как бы отвергает от себя ребенка. А кто отражается в зеркале позади нее? Попробуем разобраться.
На тот момент у Брауна был десятимесячный сын.
Значит, про маленького Артура (так звали сына) и речи быть не могло.
Однако, у художника был еще один ребенок, появившаяся раньше незаконнорожденная девочка по имени Кэтрин Мэдокс Браун.
Матерью крошки Кэтрин была Эмма Хилл - натурщица художника, ставшая впоследствии его женой.
И вот тут-то и развернулась драма, которая постепенно переросла в полную трагедию.
В то время незаконнорождённые дети по строгим порядкам викторианской Англии, были настоящим вызовом приличному обществу.
Наверняка, Эмма Хилл страдала от порицания, и именно на это намекает странная композиция картины.
Эмма выглядит болезненной, румянец щек подсказывает - она только что родила. Она протягивает ребенка отцу, то ли обессилено, то ли с намеком на вызов.
Название тоже вызов: «Возьмите своего сына, сэр!» .
Возможно, смысл фразы несет несколько иной посыл, чем кажется на первый взгляд.
Возьмите, дословно, признайте.
А ВОТ И ПАПАША. Он написал себя в отражении зеркала и как бы не главным, вторичным лицом в этой драме.
Тем временем, пока Браун работал над картиной, его маленький Артур - законнорождённый сын, умер.
И художник не довел работу до конца.
Почему - неизвестно - глубокое потрясение смертью ребенка или невозможность закончить художественную мысль по какой-то иной причине …
Но картина производит сильное впечатление.
Эмма.
Эмма- главное действующее лицо. Все у нее не задалось в этой жизни.
Она не получила даже минимального образования. Около 1848 года Эмма становится натурщицей, а вскоре любовницей художника Брауна, к тому времени - вдовца.
Первый ребенок пары, Кэтрин, родилась в 1850 году вне брака.
Браун, возможно, откладывал женитьбу на девушке из-за социального неравенства между ним и Эммой.
Чтобы стать подходящей женой для художника, Эмма в 1852 году посещала школу для юных леди.
Но вот в 1853 пара поженилась.
Они с Эммой любили друг друга, хотя и часто ссорились.
Второй ребенок, Оливер, родился в 1855 году.
Его смерть от сепсиса тяжело потрясла родителей.
Третий ребенок, сын Артур, родившийся в 1856 году, умер в возрасте десяти месяцев.
Таким образом, из всех детей Эммы, выжила только старшая дочь Кэтрин.
На свадьбе дочери Эмма подхватила инфекцию и несколько месяцев тяжело болела. (Это было тогда, когда «всё натуральное ели и не болели, а сейчас одну химию продают»).
После смерти Артура Эмма пристрастилась к алкоголю и умерла в 1890 году после «долгой и тяжелой» болезни.