Тициан: состояние, растраченное его сыном и чумой
Рог изобилия, который судьба вложила в руки Тициана, был крестом и радостью для художника. Фактически, как канатоходец, он пытался избежать того, что ветер шестнадцатого века рассеивал потенциальную, а затем и настоящую удачу. Несмотря на долгую жизнь, полную почестей, успехов, и многочисленные заказы, и несмотря на то, что стал художником императорских дворов, Тициан пытался до изнеможения получить компенсацию за свою пахоту.
Он своего добился - обладал богатством, намного превосходящим богатство других художников эпохи Возрождения, за единственным исключением Микеланджело …
Однако в письмах, адресованных императорам, он подчеркивал нищету, которая декларировалось с большей силой: «Я не знаю, как найти способ жить» 😊. Ну и молодец.
Что случилось со всем его богатством? Согласно свидетельствам, все, что он накопил за 60 лет, стало частично жертвой воров во время чумы (из-за которой сам Тициан и его сын Орацио погибли), а частично было растрачено, по словам иль Капуччо, «С неисправимым Помпонием, который для своего отца был причиной стольких забот».
Тинторетто потребовал возмещения затрат на ультрамарин синий.
Давайте теперь кратко обратимся к художнику, которого по уважительной причине можно рассматривать как стилистический аналог Тициана: Тинторетто.
Здесь все более благостно.
Он слишком рано оказался во главе большой и эффективной мастерской.
Авансы за его работы составили в основном 15, 20 дукатов.
За портреты платили 20 дукатов.
Вознаграждение за большие работы, такие как два полотна 1553 года («Coronazione e Scomunica del Barbarossa»), конечно, было намного выше, за каждую из которых он получал 150 дукатов.
В 1578 году ему вместо этого дали 200 дукатов за «Аллегории древнего колледжа Палаццо Дукале».
Конечно, любопытно узнать, что Тинторетто получал возмещение в размере 4 дукатов за покупку «азуро ультрамарина», одного из самых дорогих цветов.
Сохранилось и завещание художника.
Он доверил завершение своих работ своему сыну Доменико, оставив ему материалы своей студии, в то время как сыну Марко только разрешил их использование.
Наконец, он указал на свою жену, «узуфруктуарию всего моего».
Караваджо продал «Юношу, укушенного зеленой ящерицей» за сумму, эквивалентную плате за обед группы в таверне.
Совершенно иная судьба выпала на долю Караваджо, «живописца-убийцы», которому за время своего недолгого существования пришлось столкнуться с многочисленными экономическими и судебными проблемами.
Он прибыл в Рим в 1592 году после продажи немногих и последних семейных активов, которые все еще оставались неразделенными между ним, его братом Джованни Баттистой и его сестрой Катериной.
В результате дележа он оказался в город пап «с небольшими деньгами», по свидетельству Манчини (коллекционер и личный врач Климента VIII).
Поэтому ему пришлось пережить очень тяжелый период.
Он был «без адреса и без обеспечения», заболев, ему пришлось обратиться в больницу утешения.
Он с трудом мог продавать свои работы, время от времени получая небольшое вознаграждение.
Несмотря на шаткую экономическую ситуацию, Караваджо твердо хотел сохранить свою независимость, отвергая учителей и живя «сам по себе», как он обычно повторял.
Однако он в равной степени принял помощь кардинала Дель Монте, который в то же время обеспечил ему материальную защиту и социальные контакты, и таким образом постепенно увеличил его комиссионные и доходы.
Он оставил после себя не только долг за квартплату за шесть месяцев, но и «разбитый потолок». За это он был осужден в сотый раз, и в этом случае была произведена инвентаризация «одежд художника»: немного мебели, некоторые личные вещи и мебель, уменьшенная до необходимого.
Переехав в Неаполь, он, наконец, смог получить настолько большой доход, и некоторые документы того времени подтверждают, что Караваджо владел текущим счетом в неаполитанском банке, что является признаком прибыли.
Пребывание на Сицилии, казалось бы, было еще более плодотворным.
В этой связи следует помнить, что в Мессине «Поклонение волхвов» церкви капуцинов принесло художнику непомерную сумму в тысячу скуди. Несмотря на это, последние четыре года своего существования он серьезно бедствовал.
Я знаю, знаю, что существует мнение: если художник богат - значит он продажен и не пишет вдохновенных работ! «Малюет ради денег» - самое расхожее определение удачливого художника. Как видите из этих трех примеров - все не так.
И оплата вообще не мерило таланта!
Можно вспомнить богача Микеланжело, который всю жизнь прибеднялся, буквально сидя на сундуке с деньгами, и можно вспомнить абсолютно нищего Ван Гога, который от давления бедности и даже нищеты сошел с ума и не выдержал пытку жизнью.
Таланты, гении, просто художники - все хотят достойно жить, и чтобы их труд оплачивался.
И давайте не будем считать отсутствие или наличие гонораров эквивалентом гениальности.