Грядущий день св Валентина определяет ныне тему, и вспоминается одна легенда - без драм и скандалов - со счастливым концом. Вот она в повествовании и в живописи. Ее красиво нарисовал Берн-Джонс - большой мастер, у него всё и всегда идеализированно, и нет ни одного квадратного сантиметра, не осмысленного эстетически.
“Король Кофетуа и девушка-нищенка”, Эдвард Коли Бёрн-Джонс, 1884г, Тейт
Картина была невероятно популярна и в Англии, и в Европе.
Она как символ любви.
В ней воплотились идеалы прерафаэлитов, близкие по духу Бёрн-Джонсу - восхищение прекрасной дамой, поиск красоты и совершенной любви.
В основе сюжета лежит легенда об африканском короле Кофетуа, чье отвращение к женщинам в один прекрасный миг просто исчезло.
Благодаря нищей девушке.
Первый известный текст мифа сохранился в балладе, опубликованной Ричардом Джонсоном в 1612 году под названием «Песнь о нищенке и короле».
Однако легенда существовала и раньше.
По преданию, африканский король Кофетуа совершенно не интересовался женщинами, но однажды, праздно глядя в окно, он видит молоденькую нищенку Пенелофону, одетую в серое рубище. Она была удивительной изысканной красоты.
С первого взгляда Кофетуа влюбился. Раз и навсегда. Мгновенно.
Он решает, что либо нищая девчонка станет его женой, либо он покончит жизнь самоубийством.
Выйдя на улицу, он разбросал монеты для попрошаек, а когда Пенелофона подошла к монеткам, он заговорил с ней, сразу же предложив руку и сердце.
Она согласилась и стала королевой и вскоре потеряла все следы своей былой бедности и низкого сословия.
Им не было скучно, так как у девушки был дерзкий язык и независимый характер.
Их очень любит народ.
В конце концов они умирают и покоятся в одной гробнице.
“Король Кофетуа и девушка-нищенка”, Рисунок гуашью, 1883 год (собственность Э. Ллойда Уэббера).
В руках у девушки анемоны, которые на принятом в Викторианской Англии языке цветов символизируют безответную любовь (в данном случае, возможно, подразумевается любовь, которой девушка не искала, а может быть и личная любовная драма художника).
Смуглое лицо короля (моделью для которого послужил довольно известный дизайнер и художник по металлу, Уильям Бенсон) совсем по легенде, тем более что у всех его подданных светлый цвет кожи.
Такой чисто художественный приём контрастно подчёркивал босые ноги девушки «цвета слоновой кости», от которых в дикий восторг приходили все декаденты.