«Серьги - это украшения, которые еврейки носят вместо обрезания, так, чтобы их можно было отличить от других женщин». Так в XV веке говорил знаменитый францисканский проповедник Джакомо делла Марка.
Серьги оказались вполне удобным знаком отличия.
Кроме того, ношение сережек было связано с некоторым повреждением плоти - прокалыванием уха, - и это образовывало удобную богословскую параллель к обрезанию.
И если вы думаете, что серьги были добровольным знаком отличия, то ошибаетесь.
В феррарских законах издания 1473 года мы читаем, что каждая еврейка старше 10 лет обязана носить серьги, которые должны оставаться непокрытыми и быть видимыми всем и каждому.
Средневековым европейцам украшения в ушах Девы казались экзотическими, старомодными, очень восточными и непривычными. Они как ничто другое говорили - даже кричали - о ее еврейском происхождении.
Позднее на севере Италии серьги из простого указателя на еврейское происхождение превратились в знак грязи, заразы и распущенности. Понятно, что Мария не могла их носить - просто по определению. Однако проходит еще 60-70 лет, и в начале XVI в. серьги возвращаются в уши Мадонны.
На некоторых алтарных панелях сережек у Марии нет, но - если присмотреться - можно увидеть в ухе Девы дырочку, отчетливый след того, что когда-то она их носила. Дырочка сообщает нам, что Мария, еврейка по крови, отказалась от своего происхождения. Она стала христианкой и больше не принадлежит иудеям.
В конце XVI в., с изменениями в моде, сережки у Мадонны и святых рисуют уже без всякого стеснения, вслед за портретами знатных женщин.
Но если серьги теперь носят святые и дамы высшего света, то что же происходит с еврейками?
Легко догадаться - вдевать украшения в уши им строжайше запрещено. Например, по болонскому закону 1521 года из всех украшений еврейкам дозволено носить только три кольца и три золотые булавки. Так что, если раньше еврейка, осмелившаяся не надеть серьги на улицу, могла подвергнуться даже такому унизительному наказанию, как публичное срывание одежды, то теперь наказывали, наоборот, за их ношение.
Автор текста - Дильшат Харман
Полностью - здесь