Примерно с середины 18 века многие люди в Британии начали по-новому относиться к детству.
В то же время менялось и отношение к животным, и домашние животные становились все более популярными. То есть - люди стали более бережно относиться к уязвимым членам своих семей.
И эти новые идеи о невинности, морали и семье нашли свое отражение в искусстве (1714-1837).
Это портреты академиста сэра Рейнольдса. Хотя Академия считала, что историческая живопись, то есть живопись на мифологические, религиозные или исторические сюжеты, была высшим в иерархии жанров, но Рейнольдса больше всего помнят за его портреты.
Вообще-то, он был основателем и теоретиком английского портретного жанра.
А еще у него был редкий дар даже для очень талантливых художников писать детей.
Идеи ценности детства не были ему чужды, и вот 6 чудесных работ.
Смотрите на лица детишек, которые никогда не вырастут благодаря его кисти:
Джошуа Рейнольдс, Эпоха невинности, около 1788 года, Тейт, Лондон
Эта картина уже много лет входит в число самых известных работ Рейнольдса.
В 19 веке ею бурно восхищались и часто копировали.
Было изготовлено не менее 323 полноразмерных масляных копий.
Картина была не заказным портретом, а «фантастической картиной», как этот жанр называли в 18 в. Это собирательный образ ребенка.
Настоящее название не было изобретено Рейнольдсом, оно восходит к гравюре 1794 года, на втором оттиске которой было написано «Век невинности».
Дети Браммелла
Джошуа Рейнольдс (1723-1792)
ок. 1781-2
На этом ярком портрете пятилетний Уильям Браммелл и его трехлетний брат Джордж активно играют со своими домашними собаками, вдали от присмотра или вмешательства взрослых.
Картина отражает популярную идею XVIII века, ценности жизни животных, которую дети усвоили на собственном опыте.
Вот два брата, маленький Джордж и старший Уильям. Джордж, также известный как «Бо», был важной фигурой в истории британской моды, поскольку считается, что именно он представил мужской костюм в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
Он был настоящим денди (даже с детства, только посмотрите на этот дерзкий розовый пояс!),
А вместо галифе до колен он носил изначально длинные брюки.
И завязанные узлом галстуки тоже его идея, живущая в костюме до сих пор.
На одевание у него уходило пять часов в день, и он рекомендовал полировать сапоги шампанским. Кроме того, он был другом будущего короля Георга IV.
Но это так, к слову.
Смотрим дальше.
Джошуа Рейнольдс, Младенец Самуэль в молитве, Национальная галерея, Лондон.
Я молюсь каждый день, потому что хочу стать пророком, когда вырасту.Речь идет не о симпатичной девчушке, а о библейском пророке Самуиле, которого Рейнольдс представил маленьким мальчиком.
Он попытался подражать стилю Рембрандта с его коричневыми оттенками и решающим и уникальным источником света. Атмосфера уже не беззаботная, а скорее проникнута духовностью и сосредоточенностью.
Но все равно проникнута очарованием детства.
Джошуа Рейнольдс, мисс Джейн Боулз, 1775, Коллекция Уоллеса, Лондон
Мой спаниель и я лучшие друзья.
Отец Джейн был землевладельцем в Оксфордшире, художником-любителем и музыкантом.
Он предложил Рейнольдсу написать портрет своей старшей дочери, которой на тот момент было три или четыре года.
Она написана в той же манере, что и первая девочка - причудливая композиция с беззаботной атмосферой невинности.
Она обнимает своего спаниеля и кажется очень счастливой.
Дж. Рейнольдс. "Портрет Пенелопы Бутби (Чепчик)
Дальнейшая история, связанная с этой картиной, трагическая.
Девочка, в которой души не чаяли родители, вскоре заболела и умерла. Ей было 6 лет, на картине Пенелопе 4 года.
Родители не смогли после этого жить вместе, расстались. (Мы и сегодня часто это видим, к сожалению).
У Бутби все пошло не так, и вскоре он разорился.
А через 3 года (после Джейн) умер и Джошуа Рейнольдс.
Смерть Пенелопы Бутби произвело влияние романтических идей на восприятие детства как периода, отличного от взрослой жизни, эпохи невинности и открытости для природной и духовной естественности.
Согласно легенде, её гроб несли шесть девочек, в сопровождении шести мальчиков, которые держали над ними зонтики, чтобы укрыть от шедшего в это время дождя.
Джошуа Рейнольдс, Мастер Заяц, Портрет Фрэнсиса Хара (1786-1842) , 1788-1789, Париж, Лувр
Знаменитый портрет.
Картина быстро стала широко известной.
Она самым ясным образом олицетворяет новое видение детства, сформировавшееся в 18 веке - в эпоху Просвещения.
Ну и еще раз о тм, чему посвящён -- благодаря переоценке детство постепенно превратилось в образ человечества, еще не испорченного обществом. Посмотрите на пейзаж, он безусловно, отсылает к мыслям о невинности, которое ассоциировалось с пастырским образом жизни в доиндустриальный золотой век.
И ребенок указывает указательным пальцем на что-то за рамкой. Эта поза с поднятым пальцем может быть связана с темой ребенка-носителя истины).