Анри Матисс (1869-1954) художник, известный новаторским использованием цвета. Цирк (внизу) - цветной трафарет из книги Матисса «Джаз». Всего было выпущено 350 экземпляров книги, так что вы, возможно, не видели ее. Название «Джаз» вызывает музыкальный ритм и импровизацию - и это звуковой аналог визуальной эстетики Матисса. Посмотрите его графику - она чудесная.
Анри Матисс, Лошадь, всадник и клоун, из иллюстрированной книги «Джаз» , 1947,
Моделью для этого рисунка была Лидия Делекторская, друг и секретарь Матисса, с которой художник познакомился в Ницце в 1932 году. Однако изображение имеет столь обобщенный характер, что портретом его можно назвать лишь условно.
Как вспоминает Делекторская, «на протяжении трех или четырех сеансов по три часа, результатом которых становился законченный рисунок углем, Матисс работал над листом без передышки, стирая и заново рисуя. Первоначальный образ, непроясненный эскиз, превращался понемногу в конструкцию, упрощался и при этом приобретал характер, в нем проступали неповторимые особенности объекта, будь то натюрморт, лицо или модель в данной позе».
В 1946 году «Женский портрет» был подарен художником Государственному музею нового западного искусства - в дополнение к восьми его рисункам, которые тогда же принесла в дар музею Лидия Делекторская. После ликвидации ГМНЗИ в 1948 году эта группа работ Матисса оказались в собрании ГМИИ.