Критики о статуе: «обнаженная мокрая мечта женщины»
Первым делом надо сказать, что скандальный памятник, установленный в одном из парков Лондона, не портрет конкретной женщины - Мэри Уолстонкрафт, а простое олицетворение ее новаторства, дерзости, силы духа.
Из серебряной пены, слегка напоминающей очертания женских тел, поднимается гордая фигурка обнаженной женщины.
Это статуя, вызывавшая неутихающий скандал - памятник Мэри Уолстонкрафт - одной из первых феминисток, известной не только философскими работами "В защиту прав женщин" и "Мысли о воспитании дочерей" о правах женщин на образование, но и яркой - для консервативной георгианской Англии жизнью - то есть, не менее скандальной, это произведение.
Собирали на памятник средства 10 лет.
И вот …. Любой каприз за ваши деньги.
Значение работ Уолстонкрафт трудно переоценить, но речь сейчас не о ней. А о том, как воспринимает скульптуру художник и как - зрители. Художник воссоздает образ. А зритель видит конкретику. В данном случае - голую женщину , и подумать только - с сиськами!
Чем недовольны критики?
Наготой.
Их возмутило, что, во-первых, статуя ничем не похожа на саму Мэри Уолстонкрафт, а напоминает неудачный бронзовый бюст Криштиану Роналду.
А во-вторых, что "мать феминизма" голая - вопреки, казалось бы, всем усилиям феминисток не быть "рабынями собственного тела", сведенного к роли политического объекта и товара потребления.
Видный нью-йоркский арт-критик Джерри Зальц не пожалел слов, чтобы выразить свое отвращение к статуе, чьи лобковые волосы напомнили ему мозг, а сама ее форма показалась "неуместно эякуляторной".
Он назвал работу Хэмблинг "плохим публичным искусством", "китч-феминизмом" и "фальшивым экспрессионистским примером посредственного модерна".
Дошло до того, что на следующий день после открытия статуи активистки в знак протеста прикрыли ее наготу футболкой с надписью "Женщина - взрослая самка человека" (при этом такое определение считается трансфобным).
Кто-то спрашивал, возвели бы такой нагой памятник мужчине - скажем, Нельсону Манделе или Черчиллю. Ответ нашелся у историка викторианской эпохи Ханны Роуз Вудс.
"Статуя Уолстонкрафт все еще ужасна, но ответ: да. В 1822 году женщины Британии собрали 10 тысяч фунтов стерлингов, чтоб возвести статую герцога Веллингтона в образе гигантского обнаженного Ахиллеса, и было немало дискуссий, нужен ли ему фиговый лист или нет", - написала она в "Твиттере", добавив иллюстрацию.
Некоторые историки - начали вспоминать другие обнаженные (или полуобнаженные) памятники уважаемым мужчинам, например:
Английскому литературному критику эпохи Просвещения Сэмюэлу Джонсону в соборе Святого Павла в Лондоне,
Шотландскому философу Дэвиду Хьюму в Эдинбурге.
И даже первому президенту США Джорджу Вашингтону в Вашингтоне.
Нашлись и те, кто вступился за работу Хэмблинг.
Но зрители не принимают концепцию: «Ни один проходящий мимо мальчик-подросток не подумает, что это символ феминистского образования. Они подумают - сиськи!»
Но ведь большинство мальчиков-подростков «завсегда думают о сиськах», а не о феминизме, и не стоит, наверно, брать это в расчет.
Так получилось, что у многих женщин - в том числе икон феминистского образования - действительно есть грудь.
Лично я разочарована реакцией зрителей, и критиков!