Цветные «поляны» Марка Ротко
Один мой френд, художник, сказал, что совершенно не понимает Марка Ротко. И категорически не принимает. И дал очень низкую оценку его работам. Мы поспорили. После чего я решила показать немного работ Ротко. Совсем немного. Те, которые определили его творчество.
Марк Ротко выражал глубокие эмоции через композиции из туманных цветных квадратов на больших полотнах, которые занимают все поле зрения зрителя, вызывая чувства, что он называл «возвышенными».
"Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их," - писал Ротко в 1965 году.
Его яркие, солнечные картины 1950-х вызывали чувство радости, а последние, более темные работы 60-х - это уже о его борьбе с психическим заболеванием, с депрессией, которая и сжирала его, неумолимо ведя к самоубийству.
Как и многие великие художники, Ротко прошел через несколько художественных стилей, до того, как нашел свой определяющий.
До своих знаменитых картин цветового поля Ротко рисовал фигуративные и сюрреалистические работы.
Вот шесть картин, которые определяют творческий путь Марка Ротко.
"Искусство - это приключение в неизведанном мире, которое может предпринять лишь тот, кто готов рисковать". Роткович Маркус Яковлевич (1903-1970)
Вход в метро, 1938 г
Одна из ранних фигуративных работ Ротко - часть серии, вдохновленной станциями метро Нью-Йорка.
Это отношение художника к современной городской жизни и, по сути, портрет отчужденности общества. Картина с ее мутными, тусклыми оттенками вызывает мрачное настроение.
Ротко считал, что Нью-Йорк бездушен и бесчеловечен, и эту идею он передает через едва отрисованные, безликие фигуры, которые, кажется, проходят мимо друг друга, как призраки.
«Медленный водоворот на краю моря», 1944
«Медленный водоворот на краю моря» - два существа, танцующие между морем и небом, окруженные абстрактными спиралями и полосами.
Ротко написал это произведение, когда ухаживал за Мэри Бейстель, которая позже стала его второй женой.
Некоторые интерпретируют эту сцену как причудливую визуализацию романтики.
Ротко однажды сказал, что формы «не имеют прямой связи с каким-либо конкретным видимым опытом, но в них признается принцип и страсть организмов».
Если вы внимательно посмотрите, то поймете, почему он так сказал.
№ 5 / № 24
№ 5 / № 24 - промежуточный этап между его ранними сюрреалистическими композициями и абстрактными цветовыми блоками, которые определяли остальную часть его карьеры.
Уже есть смутные, нечеткие зоны оттенков, и это значит, что картина входит в серию «Множественных» работ Ротко - термин, принятый искусствоведами и историками.
Созданные между 1947 и 1949 годами, все композиции «Множественных» -это красочные формы произвольной формы, которые сливаются вместе на холсте.
Без названия (№ 73), 1952
Картина «Без названия» состоит из больших цветовых пространств, очерченных неровными, туманными линиями - пример зрелого стиля Ротко, наиболее известный.
Его культовые работы с цветовым полем - это стопки ярких прямоугольников, которые предназначены для выражения «больших эмоций».
Произведение с теплыми оттенками, вызывает положительную энергию и, возможно, представляет собой время, когда художник был наиболее счастлив.
«Дело было не в том, что фигура удалена, - сказал он однажды, - а в том, что символы фигур, и, в свою очередь, формы на более поздних холстах заменили фигуры. Эти новые формы говорят… то, что говорили символы».
А это культовая история, говорящая о том, что работы художника выстраданы, и вообще, они визуализированные чувства Ротко.
В список почетных гостей, приглашенных на инаугурацию Кеннеди в 1961 году, входил и Марк Ротко.
Он почитал это за честь, но ровно до того момента, пока сестра Кеннеди и ее муж не попросили у художника одну из его работ, чтобы прикинуть, насколько она подойдет к стилю их апартаментов.
Этого было достаточно для того, чтобы Ротко навсегда оборвал любые контакты с семейством Кеннеди.
Четыре темных в красном, 1958
«Четыре темных в красном» вошли в число 10 картин, которые Ротко выставил в галерее Сиднея Яниса в 1969.
Темная цветовая палитра означает тяготение художника к насыщенным красным и черным оттенкам в его последних работах.
Ротко создал эту картину, нанеся много слоев краски для создания глубины.
На светящемся красном фоне в композиции доминируют четыре темных прямоугольных участка. Когда это рассматривается вблизи, зритель погружается в напряженную атмосферу
Без названия, (Черный на сером) 1969
Последняя серия черно-серых картин Ротко отрисована на белом холсте, что было резким изменением его обычного процесса наложения цветов.
Резкий контраст между светлым и темным в «Без названия, (Черный на сером)» - тоска, которую он испытывал к концу своей жизни.
Эта серия полотен меньше, чем другие его работы с цветовым полем, что, возможно, означало умственное и физическое ослабление Ротко.
Ротко объяснил, что речь идет о смерти.
К сожалению, всего год спустя он покончил жизнь самоубийством.
Оно случилось в конце февраля 1970 го, на самом пике карьеры. Его раскупали, цены бешено росли, но болезни - это безразлично.
Марку было всего 66 лет, только-только наступил бы пенсионный по нынешним временам возраст.
Но депрессия - изнуряющая, тяжелая, не оставила ему шансов.
Маркус Роткович родился в еврейской семье в Латвии. Годы жизни: 1903-1970
Веб-сайт