Ужасно видеть, насколько идентичным было судебное разбирательство по делу об изнасиловании, проведенное 400 лет назад, с судебным разбирательством по делу об изнасиловании в 2000 году - потому что оно никогда не менялось. Давайте вспомним Артемизию Джентилески - героиню итальянского барокко. Ее популярность растет, пишут о ней очень много. В следующем году начнут снимать сериал о великой художнице. Скучным он, думаю, не будет - жизнь Джентилески насыщена и драмой, и горем. И признанием.
Мария Магдалина (1615-1616)
Однажды отец нанял своего друга, которому доверял, обучать живописи таланливую дочь.
С тех пор жизнь Артемизии изменилась навсегда.
У нее была дуэнья, которая считалась еще и подругой.
И вот однажды ночью 1611 года, воспользовавшись отъездом хозяина, эта «подруга» впустила мерзавца в спальню своей подопечной.
Вскоре оттуда послышались крики о помощи, но дуэнья осталась к ним безучастна.
Деньги, наверно, звенели в кармане.
Несмотря на негласные правила общества, Артемизия не смолчала и стала требовать суда над негодяем.
После огласки этого события ее «бартерная ценность» сильно упала.
Трудно представить себе, что пережила 17-ти летняя целомудренная девчонка, заявив во весь голос о насилии над ней.
Даже подать в суд она не имела права, потому что была женщиной.
От ее имени это сделал отец, сославшись на повреждение имущества!!!
Юдифь, обезглавливающая ОлофернаНасильника звали Агостино Тасси. Это был повеса с мутными делами - говорили, что он причастен к смерти первой жены.
Состоялся суд по требованию Джентилески.
Тасси оскорблял девушку, говорил, что она шлюха, а значит, не может быть изнасилованной - так тогда считалось.
Он представлял письма, которые она якобы писала своим любовникам.
Но Артемизия была тогда неграмотной!
Суд длился 7 месяцев, за это время акушерки осмотрели Артемизию в присутствии судей, и к ней применили пытки, чтобы убедиться, что она не лжет. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: «Это правда! Правда, правда!». Увечили ее руки.
Это у нас сегодня считается, что если тебя пытали, то показания не могут быть использованы, а в то чудесное далекое время всем было наоборот.
Агостино Тасси все-таки был обвинен - пять лет принудительных работ или изгнание из Рима. Он выбрал второе, но не уехал в итоге.
Влиятельные покровители-заказчики помогли, и вскоре торговки и лавочники судачили на улицах, что он победил, а Артемизия проиграла.
Allegory of Inclination, 1615
- 1616, ceiling canvas Casa Buonarroti, Galleria, Florence.
Отец был раздавлен - боялся, что теперь его перестанут пускать во влиятельные дома и он потеряет заказы. Он тоже во всем обвинил дочь.
Для художницы процесс не закончился до самой ее смерти.
Пережитые унижения стали вдохновением для творчества.
Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевала силу духа женщин.
"Юдифь, обезглавливающая Олоферна", первая картина, которую она написала после процесса, просто насыщена мрачной решимостью и местью.
И дальше судьба ей не улыбалась, но Артемизия была удивительного боевого духа женщиной.
Дух, который побуждает очень одаренного человека без компромиссов гордо стоять со своими сверстниками.
О ее дальнейшей жизни позже, в другом посте.
Свою первую большую картину «Сусанна и старцы» Артемизия написала тогда же - в 17лет.
Согласно легенде, за купающейся в саду Сусанной подглядывала пара почтенных судей, которые затем пытались шантажом принудить ее к связи, угрожая ложным обвинением в прелюбодеянии.
Но и под страхом смертного приговора девушка не согласилась. Спас ее от расправы пророк Даниил.
В эпоху Ренессанса и барокко вина перекладывается на Сусанну - ее изображают не просто обнаженной, но с вызовом глядящей на зрителя или - тщеславно - в зеркало, старцы же зачастую отходят на второй план - они просто прячутся и подглядывают.
Артемизия возвращается к средневековой трактовке сюжета.
Ее картина была написана во время судебного процесса, на котором художница смело, со всеми подробностями описала действия насильника и свои.
Даная
Автопортрет в виде аллегории живописи, Артемизия Джентилески, 1630 год
Сегодня работы художницы хранятся в коллекциях Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музея Прадо в Мадриде и Музея Каподимонте в Неаполе и других.
Продолжение