Люди по природе не злы. Их такими делает общество. Но и не добры. Опять же, воспитывает общество, точнее - культура.
Но все страхи, все незнание причин происходящего, весь ужас перед стихиями куда-то надо деть.
И придумали богов.
Добрых и злых.
Защитников и карателей.
Роль внешне прекрасного, но ядовитого и страшного божества-карателя почему-то досталась женщине, Меритсегер, богине-кобре и хранительнице мертвых в фиванских долинах.
Яростно охраняющее божество, она наказывала воров и преступников, поражая их своим ядом.
Меритсегер божественный страж долин царей в западных Фивах, жила на вершине кишащей змеями пирамидальной горы в пустыне, которая служила одним из входов в подземный мир.
Ее имя переводится как «она, любящая тишину», подходящий эпитет для богини, которая охраняла мертвых.
Подношения Мерецегер от Аменхау на остраконе, 19- я династия
Змеи и скорпионы процветали в жарких долинах и представляли серьезную угрозу для здоровья и благополучия мертвых и рабочих, тех, кто строил для них гробницы.
Не было тогда лекарств от укусов, не связанных с магией и божественным вмешательством.
А раз магия - значит, надо молить могущественную царицу страшных змей.
Меритсегер быстро стала популярной.
Ей возносили молитвы и делали подношения, чтобы она уберегла беззащитных людей от ядовитых укусов.
Вотивная стела Мерецегеру работы Аменнахта , 20- я династия
Обычно ее изображали в виде свернувшейся спиралью кобры, женщины со змеиной головой или кобры с женской головой, хотя иногда ее изображали в виде скорпиона с женской головой. Женщина и яд - откуда взялось это сочетание!!!
Как только художники и ремесленники из деревни рабочих в Дейр-эль-Медине умилостивили эту богиню, обычно в виде вотивной стелы, они начинали чувствовать себя защищенными, и продолжать работу.
Итак, среди хаоса опасностей, на границе мира живых, царила она, - богиня-змея.
Королевская кобра Меритсегер.
Богиня без родственников.
о происхождении самой богини нам ничего не известно.
Сегодня никто уже не может сказать, кто именно из многочисленных богов и богинь пантеона был с нею близок.
Меритсегер родилась в человеческом воображении.
Однако время шло, и в верованиях египтян Меритсегер мало-помалу оказалась сближена с другими богами-покровителями умерших, и прежде всего с Анубисом, «погребающим».
Четыре кобры, вырезанные на верхней части этой известняковой стелы Аменнахт, и богиня справа, увенчанная солнечным диском и рогами, символизируют великий Великий пик Запада. Аменнахт изображен стоящим на коленях в хвале внутри прямоугольника, предназначенного для представления часовни.
Существовал обряд, когда человек с жертвоприношением богине мог спуститься в пещеру и провести там ночь, чтобы попросить или спросить ее о чем-то важном.
В святилище находилось скульптурное изображение Меритсегер, которое археологом Скиапарелли было перевезено в Туринский музей Египта.
Глаза у нее закрыты - как бы она слепа.
Условия жизни в Древнем Египте были причиной большого числа слепых, а среди строителей гробниц тем более.
Богиня очень не любила расхитителей гробниц, она искала их по запаху, когда находила - появлялась перед вором и резко открывала глаза и жалила.
Преступник в ту же секунду становился слепым.
Несмотря на то, что Меритсегер быстро жалила, ослепляя осквернителей гробниц, она также была милосердным божеством по отношению к тем, кто каялся, а иногда даже лечила их тяжелые раны, при условии, что она была убеждена в их раскаянии.
Изида-Термутис с телом кобры и факелом Деметры. Египет, II век н.э.
Падение Меритсегер
Она не достигла известности среди более широко почитаемых божеств.
Это означало, что поклонение сильно зависело от ее фиванских последователей.
Когда власть и престиж Фив начали ослабевать, ослабело и могущество Кобры.
Образ грозной и справедливой богини позднее начал ассоциироваться с Хатхор, которую называли иногда «Госпожой Запада» и «Дамой некрополя», которая открывает врата в загробный мир.
Холм (современный эль-Курн) над Долиной Царей (фото из Вики)