Она должна была быть Матиссом Китая.
Некоторые художники рисуют по клеточкам. Ну, так, получается формальность - вы не видите, не чувствуете там пульса.
А еще есть те, кто рисует иначе.
Этаким электрическим, живым опытом.
Они заставляют петь портрет и дрожать натюрморт.
Пань Юйлян была одной из них, хотя ее и не упомянули в ваших учебниках истории искусств.
Было время в престижном художественном музее Помпиду в Париже, когда ее работы хранились в архивах в категории «неизвестные художники».
Она отсутствует и в истории китайского искусства 20-го века после 1949 года.
Но в 1930-х годах эта китайская художница, бывшая проститутка - уже за одно это ее постарались тщательно забыть, была видной фигурой на арт-сцене.
У нее был еще один грешок с точки зрения Китая - она соблазняла своими европейскими пейзажами и обнаженными портретами, что в то время считалось незаконным - надо было писать в традиционном китайском стиле.
Но художница пересекла западный и восточный мир искусства и стала одним из первых художников-модернистов Китая.
Ребенком она осиротела, и дядя, игрок, обманом заманил ее в Уху и продал в публичный дом, получив за ее детство и невинность неплохие деньги. Ей было 13 лет.
Там она и провела ключевую часть своей юности, называя бордель в Уху своим домом. Это был дом, в котором она много раз пыталась повеситься и где мадам часто и жестоко избивала девочку.
Так продолжалось, пока она не встретила красивого и прогрессивного мужчину - важного таможенного чиновника Пан Цзаньхуа.
Друзья устроили банкет в честь его прибытия и пригласили Юйлян обслужить чиновника.
Она спела ему песню: «Не спрашивай, куда идет раб».
Отношения стремительно развивались по драматичному китайскому сценарию, и Пан, очарованный ее незаурядностью (и красотой), купил ей свободу.
Они поженились, и Юйлян стала его второй женой или наложницей. Это была высокая планка на социальной лестнице.
А в 1917 году они переехали в Шанхай - один из первых портов, открывшихся для международной торговли в 19 веке.
В Шанхае она быстро научилась читать и писать, и была очень благодарна за новую жизнь.
Из благодарности взяла имя мужа, тем самым его прославив в последствии.
И начала рисовать, сначала на уроках у соседки, а затем в Шанхайской художественной академии, довольно радикальной школе.
Здесь опять сыграл роль ее муж.
Он пригласил любителей искусства, показал работы и сказал: «моя жена очень талантлива, любит рисовать и много работает. Я готов направлять ее».
И тут стремление к новаторству, так долго сдерживаемое феодальным устоем, прорвалось. Академия решила принять девушек.
Пан стала выдающейся ученицей.
Одно дело рисовать дразнящие натюрморты с фруктами, как Сезанн. Другое дело - рисовать голых девушек, тем более художнице!!
Пан была исключительно хороша и в том, и в другом, вызывала похвалу у преподавателей и возмущала общественность.
Дошло до того, что критики объявили о моральном и культурном банкротстве директора Пэна Лю Хайсу, назвав его извращенцем «истины и человечности».
Но Пан продолжала иллюстрировать силу, грацию в стиле, сочетающем традиционные китайские туши с мазками западноевропейских художников.
Ее картины были чувственными, но никогда не ограничивались исключительно эротическими сценами.
Что-то было в личной близости Пан к наготе, во всей ее уязвимости и силе.
Она не только рисовала женщин для галерей.
Она рисовала женщин для себя.
Она рисовала женщин для тех, кто видит не только внешность женщины.
Пан стала первой женщиной в Китае, получившей стипендию для обучения в Европе.
В 1922 году она отправилась в Париж, и потом вернулась в Шанхай с еще более прогрессивными взглядами.
Принятие западных стилей сделало ее фигурой интриг и остракизма в Китае, а еще люди припомнили ей проституцию.
Дома ее терзала ревность старшей жены, в мире искусства -враждебность к ней - не только к ее работе - была настолько сильной, что она вернулась в Париж в 1937 году, где стала преподавателем в Школе изящных искусств, хотя и зарабатывала вдвое меньше, чем ее коллеги-мужчины.
Ей очень хотелось вернуться в Китай. Но Франция сказала, ее картины - собственность Франции, причем написали они об этом мужу. На родине взял власть Мао. И Пан осталась.
На кладбище Монпарнас, где спят многие художники, есть надгробие из черного мрамора с рельефом из белого мрамора.
Под статуей висят десятки разных красивых медалей: справа строка надписей на китайском языке: Могила мирового художника Пан Юйлян (1895-1977).
Пан Юйлян умерла в 1977 году на чердаке в пригороде Парижа, рядом с ней были ожерелье и карманные часы, которые подарил ей муж.
Она оставила после себя около четырех тысяч произведений искусства.