Удивительный пастушок Давид, будущий царь Израиля и Иудеи, созданный Донателло

May 03, 2020 15:30




Донателло чудесный. Он отвернулся от угасающего готического стиля в пользу более реалистичного подхода к искусству - и это было здорово.
Новаторский тогда, классический подход Донателло к скульптуре сильно повлиял на направление искусства эпохи Возрождения в период кватроченто - термин, который описывает художественные и культурные события 1400-х годов.

Его анатомический реализм, инновации в области скульптуры оказали длительное влияние на художников эпохи Возрождения, появившихся спустя десятилетия после его смерти.




Но еще за годы до того, как появился бронзовый Давид, он создал Давида в мраморе.

Мраморный донателловский считается его первой крупной работой. Как раз в нем виден переход художника от готического стиля, который все еще царствовал в Италии, к более классическому.

Но ему не хватает какого-либо эмоционального повествования, он больше похож на загадочные и грациозные фигуры готического искусства.

Ну вот. А потом Давид явился миру в бронзе.

Дело было так:
Примерно в 1440-х годах, спустя десятилетия после того, как Донателло создал мраморного пастушка-победителя, Козимо Медичи поручил ему изобразить героя в бронзе.

И родилась чудесная работа: первая отдельно стоящая обнаженная мужская скульптура, созданная со времен античности, и первая неподдерживаемая постоянная работа из бронзы, которая была отлита во время Ренессанса.



Вот. Посмотрите.
Юноша Давид убил Голиафа, нога его покоится на голове огромного воина.
Будущий царь стоит, он почти кокетлив, как это часто бывает в юности.



Давид опустив голову в пастушеской шляпе, а шляпа, ясное дело - по моде Ренессанса, но она с лавровым венком.
Давид кажется уязвимым, нагота это только подчеркивает. В одной руке Давид держит камень, в другой - меч Голиафа, которым отсек ему голову.

Этот мальчик - воплощение молодости и красоты.

Его черты, тонкие и утонченные, обрамлены локонами до плеч. Давид томно улыбается, совершенно непринужденно.



Акцент на его возрасте и внешности говорит символическим языком о благости: он победил не благодаря физической силе, но благодаря Богу.



Андреа Ваккаро, «Давид с главой Голиафа», c. 1634

История Давида и Голиафа описана в Книге Самуила и является общим повествованием, встречающимся в католическом искусстве, особенно в эпоху Возрождения и Барокко.

В ней рассказывается о Давиде, молодом израильском парне-пастухе, который принимает вызов сражаться с лучшим воином Филистимлян Голиафом в единоборстве.
Хотя Давид не обученный солдат, он умудряется убить Голиафа, используя пращу и камень, и потом сносит голову Голиафа, его же вражеским мечом.
Потом он царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года - царём объединённого царства Израиля и Иудеи, со столицей в Иерусалиме.

И он был идеальным властителем.



Портрет Донателло, ок. 1500-е годы





Давид против Голиафа олицетворяет победу добра над злом.

Так вот, юный пастушок Давид, поразивший камнем из пращи огромного воина-филистимлянина Голиафа, издавна вдохновлял скульпторов.

Донателло, Микеланджело и Бернини, изображали Давида как эталон юношеской мужской красоты.



Спустя более пятидесяти лет после бронзы Донателло, Микеланджело (1475-1564) создал свою собственную версию Давида в мраморе.
Все мы ее знаем - величайшее произведение. Но его аллюзии можно проследить от древнегреческой и римской скульптуры до изумительного бронзового пастушка-героя Донателло.

Донателло, Скульптура, Раннее Возрождение

Previous post Next post
Up