Томным взглядом смотрю с любовью

Mar 28, 2020 17:11




Влюбленные XVIII века обменивались портретами своих глаз.
Миниатюрные картины прославляли любовь в то время, когда публичные знаки чувств считались неотесанными и вульгарными. Чувства нельзя было проявлять на публике; допускались легкие выражения эмоций: трепет ресниц, легкий румянец, взгляд искоса…. Вообще-то, дамам позволительно было падать в обморок). И вот, в такой атмосфере случилась одна громкая история.




В 1784 году Мария Фитцерберт дважды овдовела и только вышла из траура в лондонское общество, как встретила принца Уэльского - будущего Георга IV, которому тогда было двадцать один год, ну, а ей было двадцать семь.
Он сразу влюбился.



Не берите в голову, что она была и католичкой, и простым человеком, принц не посчитался с двумя большими запретами, принятых его отцом, королем Джорджем III.
Георг полюбил вызывающе страстно и хотел жениться на своей Марии, даже угрожал самоубийством, если она не согласится.
Фицерберт, однако, считала, что лучше бежать из страны. И вдруг она получат письмо. И маленькую посылку.
«Если вы не совсем забыли все лицо. Я думаю, что это сходство поразит вас».
Это была миниатюра с правым глазом принца, созданная его другом знаменитым Ричардом Косвеем.

Вскоре после этого Фицерберт вернулась в Англию и тайно вышла замуж за принца, позже подарив ему картину своего собственного томного взгляда.



Ну ясно же, что их брак признали недействительным, заставив отчаянную пару, нарушившую запреты, разойтись.
Принц женился на Каролине Брауншвейгской, с которой скоро разошёлся и ещё 10 лет прожил с Фицгерберт, пока они не разошлись насовсем. Существует версия, что Мария родила ему двоих детей, но официального подтверждения тому нет.

А история с миниатюрами стала известной, общество было в восторге и возникла такая мода.



Маленькие полные портреты были тайной, их видел только владелец. Зато изображения глаза можно смело носить на браслете, кольце, заколке, кулоне или броши, ведь личность человека оставалась загадкой, интригуя и порождая слухи. Нарисованными глазами украшались мушечницы, табакерки, броши, кольца, медальоны.



Детально и точно написанные в акварели на слоновой кости, они смотрели бдительным глазом, напоминая владельцу быть верным, а томный взгляд обещал любовь.





Но это еще не вся история и не все символы.
Позднее такие миниатюры стали частью викторианских траурных драгоценности.
Иногда глаз, представляющий усопшего, был украшен слезами из жемчуга или алмаза, как если бы покойный плакал от собственной смерти.
Поскольку личности субъектов в настоящее время часто неизвестны, зачастую трудно определить, какие картины были для любви, а какие - для траура.



Художник часто был неизвестным; кроме знаменитых миниатюристов, таких как Косвей и Джордж Энглхарт, многие не подписывали своих имен.

Определить сегодня, что несет в себе такая миниатюра - почти невозможно - любовь ли, траур или рассказ о смерти.
Но они поразительно точны и прекрасны, а один критик даже поделился оторопью, которая поразила его, когда он рассматривал такое собрание.
«Проживая среди этих крошечных портретов в течение нескольких дней, я почувствовала симпатию к одну враждебному критику, который сказал, что эти вечно настороженные глаза заставили его так нервничать, что он хотел разбить их молотком!









Браслет с миниатюрным глазом неизвестной дамы c.1830?

истории искусств

Previous post Next post
Up