Мода, пол и благочестие

Mar 22, 2020 18:19




Эти портреты одновременно нежны и светящиеся. В большинстве работ девушка или дама носит головной убор или шарф, закрывающий голову. Средневековые художники писали дам с любовью. Что это - только ли благочестие? Ведь лица этих средневековых красавиц полны духовной силы.




Это портрет кисти Робера Кампена - он фламандский живописец, предполагаемый родоначальник традиции ранней нидерландской живописи. Наставник Рогира ван дер Вейдена. Один из первых портретистов в европейской живописи.



Рогир ван дер Вейден, Портрет дамы, около 1460

Она пассивно смотрит в сторону от нас в позе обдуманной женской скромности, прекрасно осознавая, что ее рассматривают и пишут портрет.

Тонкие слои прозрачной вуали обрамляют ее, волосы спрятаны.
Рассмотрим линию роста волос - она намного выше, чем естественная.
Волосы приносятся в жертву, чтобы обнажить лицо, это явный эстетический выбор, диктуемый модой.
Она представляется нам благочестивой, но, все-таки, кажется модницей.

В XV веке огромное значение приобрели чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение.
Модным считалось открывать лоб и виски, и затылок, чтобы показать красоту длинной шеи.
Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали.
Благочестие и мода…, да

И вот это чудо:



Потрясающая композиция «Портрет женщины семьи Хоферов» художника немецкой (швабской) школы.
Когда мы смотрим на этот портрет женщины со сложным белым головным убором, одной из первых вещей, которые привлекают внимание, - это муха ..., создается впечатление, что художник нарисовал муху как часть портрета. Что здесь происходит???
Официальное название этой картины - «Портрет женщины семьи Хофер».

Она была написана около 1470 года неизвестным художником из «швабской» области Европы.
Никогда не слышал о Швабии? В средние века она охватывала территорию, включающую юг Германии, часть Швейцарии и часть Франции.

Картина не подписана.
О женщине на портрете известно только то, что она из семьи Хофер, о чем говорит текст в верхнем левом углу «Геборн Хофферин».

Похоже, это была богатая семья, но почему художник написал муху?



Покровители, которые заказали этот портрет, оценили присутствие мухи, возможно, что это символический элемент.
Мухи использовались в искусстве как символ смертности, а еще и незабудка, которую она держит - цветок о том же, о смертности.

Но мне больше нравится предположение, что художник добавил муху, выглядящую как можно более реалистично, чтобы озадачить зрителя, чтобы нам казалось, что муха просто села на картину…. Так он продемонстрировал свое мастерство в создании трехмерного изображения на плоской панели.

Он сделал все возможное, чтобы эта муха выглядела настоящей. Обратите внимание на тень, изображенную справа от мухи, почти реальное насекомое! Благодаря восприятию размера. Художник даже нарисовал тени под ногами мухи!



Рогир ван дер Вейден, Чтение Магдалины
Эти маленькие работы - сокровища искусств!

портретная живопись

Previous post Next post
Up