Однажды из похода вернулся рыцарь и получил удар: у жены завелся любовник! Взбешенный рыцарь, естественно, вызвал на дуэль соперника. И убил. Но даже этой победы оказалось мало, мало для мести и успокоения ярости.
Что он сделал? Он вырезал сердце любовника жены и дал его своему личному шеф-повару с конкретными инструкциями: приготовь из этого рагу для моей жены.
Конечно же, в ту ночь она его съела и облизала свою тарелку.
Так старая легенда, абсолютно сумасшедшая - на уровне Патрика Бейтмена (из Американского психопата) и подтверждает, насколько глубоко укоренилась роль сердца как мощного и опасного символа любви.
Но как же этот символ добрался до поздравительных открыток?
Что он означал раньше?
Символ в форме сердца был найден на средиземноморских монетах в 6-м веке до нашей эры, а также на чашах - это означает, что он мог быть связан с листьями винограда в форме сердца. Между тем, в испанском изображении четырёх всадников Апокалипсиса 14 века тоже сердца - на задницах коней:
Один из самых больших мифов средневековья о сердце - это то, что оно всегда имело форму, к которой мы привыкли. Это не так.
Это иллюстрация французской рукописи тринадцатого века, де ла Пуаре, поэт Тибо, относительно малоизвестный. Винкен назвал этот образ «первой иллюстрацией сердца вне анатомической литературы»
И это первое художественное изображение человека, отдающего свое сердце любимой как символ любви!!!
Вначале сердца изображались в виде гадких груш, сосновых шишек или ромбов, отчасти потому, что тогда анатомии не знали. Считалось кощунственным рассекать священное человеческое тело и смотреть, как все выглядит внутри. Поэтому рисовали, как воображали)).
Французская рукопись 13-го века «Роман де ля Пуар» или « Романс о груше», доказывает, что, да, ребята, французы всегда были одержимы любовью - обратите внимание, что сердце перевернуто, и ну, оно немного похоже на манго.
Обложка и первая страница романа де ла Пуар. Национальная библиотека Франции.
Сердце Христа. Национальная библиотека Франции, Департамент рукописей, 1369
До 14-го века сердца обычно изображались перевернутыми с ног на голову.
Некоторые из самых важных святых, - Августин, Екатерина Сиенская и Бернардино Сиенский, буквально держат сердца в своих руках: Екатерина фактически обменивается сердцами со Христом.
Мне кажется, что представления этих двух святых несколько очеловечивают сердце, и позднесредневековые романсы способствуют этой тенденции. Вы начинаете видеть вполне обычных людей (ну, может быть, не обычных, но, конечно, не святых) с сердцами в руках.
Изображение Священного Сердца вполне стандартизировано в освещенных средневековых рукописях тринадцатого века: сердце, часто пылающее и всегда пронзенное, с сопутствующим Терновым венцом и пятью ранами Христа, раны, которые были, конечно, на его руках и ногах.
Джованни ди Паоло, Святая Екатерина Сиенская, обменивающая свое сердце с Христом, после 1460 года, Музей Метрополитен
Святой Августин с сердцем в руке, Национальная библиотека Ван Недерланда
А здесь, я полагаю, средневековый Цезарь отдает свое сердце Риму. Иллюстрация, взятая из рукописи жизни Цезаря. Просветление от Светония, Жизнь Цезаря, 1433, Библиотека Принстонского университета.
Аррас Гобелен, Приношение сердца, c. 1400-1410, Лувр; Мастер Vitae Imperatorum
Сердце в виде комковатого плода или его известной зубчатой формы стало мотивом стихотворений трубадура, мраморных гробов и нот; его рисовали на игральных картах, и даже мода оказалась подвластна ему:
Вот «Escoffin», головной убор в форме сердца…
Чтобы мы не забыли, это была эпоха, которая очень серьезно относилась к своим драконам, единорогам и прочим странным монстрам, поэтому сей символ был нагружен дополнительными смыслам - (см. Вышеупомянутую историю о рагу из сердца).
Люди в средние века очень верили в мантру «ты есть то, что ты ешь», и поэтому наслаждение грешным сердцем было настоящим смертным приговором. Сердце, будучи полностью поглощающим органом, имело собственные глаза.
Буквальные и духовные изображения сердец в руках продолжаются вплоть до Ренессанса и Реформации, эпох мирянского благочестия и учености.
Ничто не представляет это лучше, чем удивительная картина анонимного фламандского мастера молодого человека, держащего книгу в форме сердца.
Но есть и развивающиеся варианты: изображения позднего средневековья уже сделали переход к более мирскому посланию, охватывающему жалость, любовь и милосердие.
Влияние классицизма и реализма также повлияло на мотив - поэтому мы также видим сердца в настоящих руках и, конечно, в сердцах Купидона.
Деревянная рука - сердце в руке
Источник: Музеи Виктории
Франческо Саверио Мерголо - Дизайн для расписного потолка 1770
А потом мотив «сердце в руке» теряет свое специфическое христианское значение и начинает означать милосердие, дружбу, любовь, доброжелательность, чувства - гораздо более общие понятия.
Эмблема Odd Fellows появляется не только в письмах, но и на множестве простых предметов, включая инструменты и мухобойки.
День Святого Валентина стал праздником - со всем, что влечет за собой.
Это подводит нас к истокам Дня святого Валентина. Когда-то давно «куртуазная любовь» была литературной одержимостью специфическим романтическим повествованием: уважительный рыцарь преследует целомудренную деву, обычно с помощью трубадура и лиры.
Единороги с драконами необязательны. Вспенить, промыть, повторить.