Тиха украинская ночь
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут... (Пушкин)
Однажды Тургенев на одном из вечеров восторженно рассказал о удивительной картине. Картина была даже еще незакончена, она только готовилась выйти в свет из мастерской Куинджи.
Рассказ услышал великий князь и знаток искусства Константин Константинович. Он приехал в мастерскую Куинджи в образе морского офицера (художник его не узнал). Когда князь сказал, что готов выкупить шедевр и спросил ее цену, Куинджи засмеялся и сказал, что у того таких денег нет, назвав стоимость в 5 тысяч рублей.
Конечно, у этого анонимного офицера (а именно Великого князя Романова) деньги были. Он и приобрел картину. После выставки князь увез ее в Париж.
Картина стала легендарной еще до того, как была выставлена публично. По словам художника она - главное произведение его жизни.
Она была выставлена в 1880 году на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников.
И это была первая в России выставка одной картины, она стала сенсацией.
Куинджи сделал все, чтобы усилить эффект картины. Он приказал закрыть окна шторами, чтобы дневной свет не попадал в выставочный зал. Для еще большего усиления эффекта картину освещали одним электрическим лучом, направленным прямо на него.
Что происходило на выставке?
Зрители не могли поверить, что свет луны на картине возможно написать таким ярким, даже сияющим. Иллюзия света была настолько реалистична, что многие люди пытались заглянуть за холст.
Наверняка там должна быть лампа. Но, как мы понимаем, там не могло быть никакой лампы.
Тогда народ стал сочинять, что Архипу Куинджи помог его друг - химик Менделеев, предоставив необходимые вещества для особого свечения - хотелось чем-то объяснить необыкновенный эффект.
Легенды и слухи развивались дальше: художника обвинили в использовании неземных красок. А дальше - и того хуже: его заподозрили в сделке с дьяволом.
Выставка произвела оглушающий эффект и Куинджи стал кумиром публики.
А Куинджи экспериментировал и стремился к совершенству в своей цветовой и световой реализации - он сам своей кистью, своим характерным стилем сделал картину уникальным шедевром. Илья Репин вспоминал, что Архип Куинджи различал тончайшие оттенки. Химик Дмитрий Менделеев и физик Федор Петрушевский проводили специальные опыты: определяли, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Репина, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей».
Во владении великого князя Романова, На борту фрегата «Герцог Эдинбургский»
Из Франции Романов должен был отправиться в путешествие по Атлантическому океану и намеревался взять пейзаж Куинджи с собой. Тургенев уговаривал князя оставить полотно на выставке в галерее Зедельмейера в Париже.
Он опасался, что влажный морской воздух и солевые испарения испортят «Лунную ночь».
А Куинджи даже грозился подать в суд, если его картина окажется на корабле. Однако великий князь никого не слушал: не мог расстаться с полотном.
Он писал в дневнике: «Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты».
Полотно путешествовало почти два года. Некоторое время корабль стоял в жарком порту Греции, когда великий князь посещал Афон.
«Лунная ночь» в пути действительно пострадала. В 1882 году Романов привез полотно автору на реставрацию. Куинджи вспоминал, что увидел свою работу потускневшей, с царапинами и местами - с солевым налетом.
Художник обновил пейзаж, но полностью восстановить картину ему не удалось.
Сегодня «Лунная ночь на Днепре», которая путешествовала с великим князем по морю, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.