Совместите работы Эль Греко с работами Сезанна, Дега или Пикассо, и вы поймете, почему они восхищались им и копировали его.
Доменико Теотокопулос, иначе Эль Греко, родился на Крите в 1541 г. Он учился сначала в византийской традиции, совершенствовался в Венеции, а затем в Риме. Однако его искусство расцвело именно в Испании.
Он взял цвет Тициана, смелость Тинторетто и героический стиль Микеланджело. Это красноречивое сочетание, оригинальное, но соответствующее его собственному пути, дало Эль Греко уникальное место в истории живописи - последнего гроссмейстера эпохи Возрождения и первого великого художника Золотого века.
Эль Греко, «Апостол Лука, рисующий Богородицу (1564), Музей Бенаки, Афины
Икона, выполненная в греческом православном стиле, сильно повреждена, но посмотрите, как она прекрасна.
Эль Греко Доменико, «Тайная вечеря» (1568-1570)
Открытие пятой печати Апокалипсиса.
Эта работа одна из последних, и, как полагают, была закончена его сыном. Образец его оригинальности.
Картина написана для больницы Сан-Хуан Баутиста де Толедо.
Тогда в больницах часовни содержали работы, связанные с Апокалипсисом, они выражают надежду на воскресение в конце всех времен.
Эта картина, прошедшая через разных владельцев, перенесла ампутацию в верхней части, поэтому Мистический Агнец, группа ангелов и другие апокалиптические символы исчезли.
Великая фигура евангелиста Иоанна появляется как будто в трансе от видения - он узрел Агнца. А дальше перед его взором развернулось открытие семи печатей.
Когда Иоанн достиг пятой, то увидел, как святые и мученики, которые плакали от возмущения, поднялись: воскресшие просили мести.
В то время как воскресшие снимают свои покрова, ангелы приносят им белую одежду; «и дали им белую одежду и сказали немного отдохнуть .......»
Сцена озаряется странным небом, освещенным белым и желтым. Цвета кислотные и шокирующие, как синий цвет одеяния Иоанна, его красный плащ указывает на воскрешение. Этими цвета выделяются на фоне белых и мертвенно-серых тел. Небеса кажутся из сновидений.
Фигуры образуют полукруг, который оставляет достаточно места в центре, занятом Иоаном и могилами воскресших. Композиционные схемы вертикали дополняются поднятыми руками и левитацией воскресших справа от нас. Так Эль Греко достиг духовной идеи вознесения.
Потрясающе!!!
Теперь посмотрите, как он повлиял на современных художников. И как откровенно его переосмысливали, просто копировали и подражали.
Эль Греко, Открытие пятой печати (Видение Святого Иоанна), ок. 1610
Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907
Пикассо, неспособный кем бы то ни было восхищаться, был потрясен Эль Греко! Вы это видите 😊.
Эль Греко. Рыцарь с рукой на груди, 1580
Амадео Модильяни. Портрет мужчины в галстуке на фоне витража, 1913
Эль Греко. Погребение графа Оргаса, 1586-588
Пабло Пикассо. Погребение Касагемаса, 1901
Эль Греко, «Поклонение Иисусу», ок. 1580 года
Макс Бекман, «Набросок к „Воскресению“ № 1», 1907
Эль Греко и Пикассо
1600-й и 1939-й годы
Эль Греко. Дама в мехах, ок. 1580
Поль Сезанн. Дама в горностае. Подражание Эль Греко, 1885
Сегодня картина приписывается Алонсо Санчесу Коэльо. Ну, подождем окончательного вердикта искусствоведов, который должны вынести в течение 2020 года.