Последний великий мастер гравюр в жанре укиё-э Ёсинори Цукиока. Он был человеком, которого кидало от богатства к бедности, страдал от психических заболеваний и оказался в ловушке между традицией Эдо и модернизмом Мэйдзи.
На Ёситоси сильно повлияло насилие и беззаконие, которые потрясли Японию, когда феодализм умер. Он отошел от тихих пейзажей и портретов мира Эдо и создал жестокие ужасающие изображения войны и убийства.
Его злые темы вызвали отклик, и однажды Ёситоси стал невероятно популярным.
Его деятельность пришлась на две эры - последние годы эпохи Эдо и последующую эпоху Мэйдзи. Как и многие японцы той эпохи, Ёситоси интересовался западными новшествами, однако позднее стал серьёзно обеспокоен утратой многих аспектов традиционной японской культуры, в том числе упадком направления укиё-э.
Он первый японский иллюстратор повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Бэнкей сражается с гигантским карпом в водопаде Бишамон гаки.
Один из шедевров Ёситоси.
Его жизнь была очень тяжелая, как, впрочем, у многих гениальных художников всего мира. В 3 года мальчика отдали на воспитание бездетному дяде, который и усыновил его. В 1850 году он поступает в ученики к известному мастеру Утагаве Куниёси, который дал ему имя Ёситоси.
В 14 лет он опубликовал свою первую работу - триптих, посвященный морскому сражению при Данноура, случившемуся в 1185 году.
С 1853 г страна переживает нелегкие времена. Вскоре умирает учитель Ёситоси, а через два года и отец. Накрыла нищета, голод, холод.
Но он работает не покладая рук, за год он создает серию из 44 гравюр. В 1963 г. его усыновляет Цукиока Сэссай, и художник меняет имя на Цукиока.
Его первый успех пришёл в 1865 году вместе с серией «Сто историй о привидениях из Японии и Китая».
Ёситоси попробовал себя в нескольких наиболее характерных для укиё-э темах. Рисовал красавиц, актеров театра Кабуки, эротическую графику сюнга.
Но больше внимания уделял кровавым изображениям: военным битвам, смерти в бою, самоубийству-харакири.
В 1866 году совместно с художником Ёсиику Отиаион подготовил серию гравюр «Коллекция садизма и крови», а затем «Серию искусства смерти», которую создал собственноручно.
Влечение мастера к жанру ужасов и рассказам о привидениях, заставляли людей думать, что Ёситоси душевнобольной. Но необходимо помнить, что тема насилия имела длинную историю в укиё-э и была достаточно востребована.
К 1871 Ёситоси впал в глубокую депрессию, он не мог работать, мучился чувством бесполезности и неизбежной беды. Он жил со своей подругой Отоко в развалившейся хибаре. Они продавали свою одежду, имущество, разбирали половицы дома, чтобы согреться.
В год он готовил всего несколько гравюр, да и те были не востребованы.
Его подруга решает продать себя в публичный дом, чтобы на вырученные деньги хоть как-то поддержать Ёситоси.
К 1873 году его здоровье улучшилось. Он имел много заказов, ему предложили сотрудничество в одной газете. В 1875 году он работает иллюстратором, его благосостояние значительно улучшается.
Работа газетным иллюстратором укрепила известность Ёситоси.
В это время меняет свою фамилию на Тайсо (большое возрождение) и с головой уходит в работу.
В 1877 году он становится очевидцем восстания самураев княжества Сацума против императора. Его рисованные очерки о ходе восстания, а затем и разгроме пользовались огромным успехом.
Жизнь стала более стабильной. Он расквитался с долгами, купил дом, сошелся с Тайко Сакамаки, бывшей гейшей. В 1884 году они поженились.
Имея 80 учеников, он приступает к проекту "Сто видов луны", который описывает японские и китайские истории и легенды. Серия имела огромный успех, люди выстраивались в километровые очереди, чтобы получить новые оттиски.
Вот одна из легенд, проиллюстрированная Мастером:
Духом красоты Сакурахимэ обладает жрец Сейген.Жрец и юная красавица влюбляются, становятся неразлучными, а затем она умирает, и несчастный одинокий мужчина остается в отчаянии, кутаясь в свое кимоно... Вдруг ее дух проявляется над ним, или, возможно, это просто его память о любимой...
Эти вертикальные диптихи считаются одними из лучших композиций Ёситоси.
Существа ада показывают ребенку волшебное зеркало, 1887
Ёситоси работает над серией женских портретов "32 взгляда на обычаи и манеры", опубликованной в 1885 году.
Позже художник возвращается к старой теме, создает серию "Новые формы 36 призраков". Это рассказ о демонах, призраках. Но, как ни странно, на многих рисунках нет призраков. Мастер создает лишь эмоциональное состояние персонажа, который ждет встречи с потусторонними силами.
Его душевное состояние вновь ухудшается. Его помещают в лечебницу. Весной 1892 года он уходит из неё. Он арендует комнату, где живет до конца своих дней в полном одиночестве. 9 июня 1892 года, в возрасте пятидесяти трех лет, он умер от кровоизлияния в мозг.
Ёситоси, практически в одиночку, сумел поднять искусство Укиё-э на новый уровень.
После смерти художника, его слава продолжала расти как на западе, так и в Японии и, в настоящее время, он почти повсеместно признаётся как самый выдающийся художник своей эпохи.