В истории живописи Жан-Оноре Фрагонар «Качели» (1767) не имеет себе равных в своей легкомысленности и непревзойденной романтике. В центре композиции молоденькая женщина, одетая в рзвевающееся, взъерошенное, балетно-розовое платье, летит над ярко освещенной поляной.
Она бросает свою туфлю к озорной скульптуре купидона, сама смотрит на мужчину, растянувшегося в кустах под ней. Это любовник. Конечно же. Он смотрит на юбку женщины с самой глупой, самой пораженной любовью улыбкой.
А в тени позади нее пожилой мужчина - наверно, это муж-рогоносец - тянет за поводья качели.
Качели не особенно интересны зрителю 21-го века. Но в истории их создания много интриг. Качели - это наслаждение весельем, фантазией и небесами, и этот гедонистический сюжет делает их иконой Рококо.
Барон Луи-Гийом Байе де Сен-Жюльен заказал Качели Дойену. Дойен отказался. Ну. еще бы! Он - уважаемый художник-историк Франсуа Доен, а тут сиди, пиши любовницу! Фу….
И тогда барон Жюльен обратился к Фрагонару. У того не было никаких сомнений - надо писать! И он выиграл свой приз.
С успехом «Качелей» Фрагонар смог успешно перейти от художника истории, разочарованного королевской бюрократией, к художнику для высшего класса, члены которого были благосклонны к живописи, и, что самое главное - могли вовремя платить.
Так что Фрагонар не возражал, он еще и повеселился с заданием. В книге «Небеса и плоть: образы желания от эпохи Возрождения до рококо» (1995) ученые Клайв Харт и Кей Стивенсон называют «Свинг» «замаскированным представлением перевернутого полового акта».
Статуя амура еще один мощный эротический символ. Поместив его в свою картину, Фрагонар намекнул на незаконную любовь на самых элитных уровнях французского общества.
Качели
между 1750 и 1755 годами
Николя Делоне, по Жану-Оноре Фрагонару, вероятно, 1782