На слабо освещенной сцене десятки закутанных в призрачные одеяния фигур медленно движутся в унисон под мрачным голубым сиянием. Когда прожектор становится ярче, танцоры раскрываются; все непоколебимо улыбаются и блестки на их конических платьях, сверкают, как самоцветы. Девушки, казалось бы, скользят - нет, нет, они плывут, и вся сцена становится похожа на музыкальную шкатулку в натуральную величину, в которой кто-то накрутил завод до упора.
Зрелище очаровательное, немного жуткое, и этот ансамбль покоряет Запад.
Словами не передашь эту колдовскую работу, поэтому посмотрите:
Click to view
Нереально, правда? Танец «Березка» был изобретен в 1948 году русской балериной и хореографом Надеждой Надеждиной (настоящая фамилия Бруштейн; 1904-1979). Человек высочайшей культуры и эрудиции, она хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа и видела это глазами поэта.
Сегодня Березка одна из самых знаковых танцевальных групп России, но Надежда всегда говорила, что они танцуют танец будущего. «Танцы Березки - это не народные танцы, - сказала она, это танцы, источником которых является творчество современных людей. А постановка моя».
В ансамбле, как и во всем в СССР, группа довлела над личностью. И новая советская женщина, примером которой служат танцовщицы из Березки, была просто командным игроком с вечнозеленой улыбкой.
В годы, когда создавалась и начинала свою славную карьеру группа, была развернута кампания против «вульгарных цыганских» танцев, вальсов и чечеточков, их считали связанными с декадентским Западом и Америкой.
Сочиненный Надеждиной девичий хоровод на тему русской народной песни «Во поле березонька стояла» (музыкальная обработка Евгения Кузнецова, костюмы Любови Силич) семьдесят лет завораживает зрителей своим диковинным, «плывущим» шагом, словно целая березовая роща вдруг ожила, сдвинулась с места и предстала в торжественно величавом параде.
Первыми исполнительницами были молодые колхозницы Калининской области. Но вскоре подтянулись профессиональные артисты, заменившие колхозниц.
В 1951 году они были настолько популярны, что толпа буквально давилась у здания во время их выступления в Стокгольмской музыкальной академии.
Ключ к тому, как танцуют девушки, так и остался некоторой загадкой для всех, кто не в ансамбле. «Это секрет фирмы,» сказал Надежда в Нью - Йорк Таймс в интервью, «даже не все наши танцоры могут сделать это,» сказала она. «Вы должны двигаться очень маленькими шагами на цыпочках, а тело удерживается в определенном соответствующем положении».
Самое впечатляющее, что труппа Надежды на протяжении всей ее жизни получала похвалы как в СССР, так и за его пределами.
В 1950 году она получила Сталинскую премию; затем, в 1959 году, она была награждена золотой медалью Жолио-Кюри Всемирным советом мира. В этом смысле Березка была удивительна, когда находила способ скользить, преодолевая железный занавес.
Фейсбук ансамбля Ютьюб